Электромобили: есть ли рынок в Беларуси и стоит ли ждать конкуренции ДВС?

Zaprauka.by

22 / 09 / 2017 13:15
1 комментарий
Материал посвящен состоянию и анализу рынка электромобилей в нашей стране

Информационный повод

В начале сентября текущего года ГПО «Белоруснефть» - крупнейший оператор сетей АЗС в Беларуси – отчиталось о введении в строй трех новых зарядных станций для электромобилей. Само по себе событие является достаточно рядовым и вкладывается в общую линию развития сервиса любой сети АЗС, если бы не прозвучавшее от руководства компании более громкое заявление.

Так, Андрей Котик, заместитель генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» сообщил, что «Белоруснефть» успешно реализует планы по созданию республиканской зарядной сети для электромобильного транспорта и готова выступить в качестве национального сетевого оператора по зарядке электромобилей», а к началу 2021 г. «Белоруснефть» планирует ввести в эксплуатацию 40 электрозарядных станций и «закрыть» таким образом все основные магистрали.

Это довольно серьезное заявление от не менее серьезной компании.

Давайте разберёмся есть ли в Беларуси рынок электромобилей и что это несет владельцам автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Как у них?

Для начала давайте рассмотрим как обстоят дела во всем мире с вводом в эксплуатацию и использованием электромобилей.

Согласно недавно опубликованному отчету Международного энергетического агентства (International Energy Agency), организации которая занимается исследованием, анализом и продвижением энергетических технологий, по состоянию на начало 2017 года во всем мире было зарегистрировано чуть более 2 млн. электромобилей.

Непосредственно количественный состав с разбивкой по странам, а также объем продаж электромобилей во всем мире в 2016 году Вы можете посмотреть в таблице ниже.

Таблица 1. Данные по количеству электромобилей в мире на начало 2017 года.

Страна

Количество электромобилей, тыс.

Количество проданных электромобилей в 2016 г., тыс.

Китай

648,77

336,00

США

563,71

159,62

Япония

151,25

24,85

Норвегия

133,26

50,18

Нидерланды

112,01

24,48

Иные

87,48

35,81

Великобритания

86,42

37,91

Франция

84,00

29,51

Германия

72,73

24,61

Швеция

29,33

13,42

Канада

29,27

11,58

Корея

11,21

5,26

Индия

4,8

0,45

Всего

2 014,22

753,17

Источник: International Energy Agency.

Вместе с тем, эксперты Международного энергетического агентства отмечают, что, несмотря на существенное увеличение электромобилей на дорогах, а также развитие инфраструктуры их зарядки, в общем количестве легкового транспорта электромобили занимают всего лишь 0,2 процента мирового рынка.

Поэтому электромобилям предстоит еще долгий путь до того, как уровень их внедрения и использования будет каким-либо образом влиять на глобальный спрос на нефть и нефтепродукты.

Кроме того, специалисты отмечают, что хоть количественно рынок электромобилей растет достаточно быстро, однако в последние несколько лет наметилась четкая тенденция снижения уровня прироста. Так, уровень прироста в 2016 году составил 60%, в 2015 году он был равен 77%, а в 2014 году – 85%.

В качестве проблем, которые нужно решить для ускорения внедрения электромобилей Международное энергетическое агентство приводит как технолого-экономические, так и политические.

К основным технологическим и экономическим проблемам относятся снижение себестоимости самих батарей для электромобилей, а также увеличение объема их заряда для возможности преодолевания больших расстояний.

Гораздо сложнее вопрос обстоит с принятием специальных программ внедрения и развития электротранспорта на уровне государства, где данной инициативе нужна существенная , в том числе и финансовая, поддержка со стороны властей, а также различные преференции, чтобы иметь реальную возможность конкурировать с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, а это уже вопрос политической воли и ее реализации.

Как обстоят дела с внедрением электротранспорта в развитых государствах мира Вы можете видеть на специально подготовленной для этого инфографике.

Инфографика. Доля электромобилей в общем количестве транспорта по странам, %.

Источник: International Energy Agency.

Как видно из приведенных выше данных пионером в области внедрения электромобилей является Норвегия, где их уровень использования составляет почти 30 процентов от общего количества автомобилей, затем с большим отставанием следуют Нидерланды и Швеция, 6,39 и 3,41 процента, соответственно.

Но вот, что интересно: тройка лидеров по количеству электромобилей Китай, США и Япония, в процентном соотношении электромобилей и обычных авто выглядят совсем малопривлекательно. Доля электромобилей в Китае 1,37 %, в США – 0,91 %, в Японии – 0,59 %.

Все эти данные свидетельствуют, что электромобили находятся еще только на начальном уровне внедрения в текущую и повседневную жизнь. И это в развитых странах, где уровень внедрения и скорость реализации передовых технологий быстрее, чем у нас.

В целом, специалисты отмечают, что на текущий момент себестоимость производства и эксплуатации электромобилей по сравнению с автотранспортом с двигателями внутреннего сгорания является до сих пор более высокой, и на преодоление этой проблемы и направлены сейчас научные разработки.

Что у нас?

Теперь давайте оценим рынок Республики Беларусь.

Данные относительно количества зарегистрированных и эксплуатируемых электромобилей в отрытом доступе не публикуются. В различных источниках приводятся цифры электромобилей в нашей стране от двух до четырех десятков.

При этом, опрошенные нами специалисты в сфере продвижения электромобильности в Республике Беларусь, которые тесным образом работают с государственными организациями (в том числе и с Государственной автоинспекцией), называют количество в составе чуть более 40 автомобилей на всю республику.

По их данным, парк белорусских электромобилей выглядит следующим образом.

Таблица 2. Парк электромобилей Республики Беларусь (экспертные данные).

Марка электромобиля

Количество, единиц

Tesla Model S

8

Tesla Model Х

1

Nissan Leaf

28

Ford Focus Electric

1

Opel Ampera

1

Mitsubishi i-MiEV

2

Chevrolet Volt

1

Всего

42

Источник: данные белорусских экспертов.

Как видно из приведенных данных количество электромобилей в масштабах всей страны мизерное. Еще более показательным является и сама доля электромобилей в общем количестве легковых транспортных средств в Беларуси (которых у нас примерно 3 млн. единиц) – 0,0014 процента (!).

Такие процентные данные в сравнении с показателями развитых стран раскрывают, что в Республике Беларусь рынок электромобилей не просто находиться в начальном состоянии развития, а его просто нет на текущий момент.

Кроме того, по самому составу электрического легкового транспорта видно, что преобладают более дешевые модели, которые и составляют основной автопарк электромобилей Республики Беларусь. Однако нельзя не принять во внимание и наличие относительно достаточного количества и брендовых электромобилей – Tesla.

Оценим теперь и инфраструктуру зарядных станций в нашей стране.

Согласно данным портала www.plugshare.com, который предоставляет водителям электромобилей данные по станциям зарядки во всем мире, в Республике Беларусь насчитывается 41 зарядная станция для электромобилей, включая 28 публичных мест зарядки (АЗС, парковки, организации транспортного сервиса и гостиничного бизнеса), а также 13 мест частного доступа, которые предоставляются другим водителям зарегистрированными пользователями данного сервиса – нашими гражданами.

Вместе с тем, специалисты в сфере продвижения электромобилей отмечают, что хоть и имеются публичные места доступа к зарядке, однако не все из них работают круглосуточно, к отдельным сторонний водитель может и не получить разрешения подключиться, а также некоторые просто находятся в нерабочем состоянии. То есть проблема зарядной инфраструктуры тоже имеет место.

Цена вопроса

Рассмотрим теперь предложения на рынке продаж электромобилей в нашей стране.

Как таковых продавцов электромобилей в нашей стране не много. Мы не будем приводить данные о компаниях и торговых площадках, так как данный материал не носит рекламный характер и не продвигает продавцов данного вида транспорта. Отметим только имеющиеся тенденции в продажах электромобилей в нашей стране.

Цены на электромобили Tesla в зависимости от марки и конфигурации варьируются от более чем 80 тыс. долларов США до почти 174 тыс. долларов США.

Как видно из их уровня, рядовому гражданину Республики Беларусь такая машина не по карману, а ее целевая аудитория – это состоятельные люди, для которых обладание подобной машиной является делом престижа и отражает его социальное положение.

Вместе с тем, значительную долю предложений составляют и относительно «недорогие» марки – Nissan Leaf, Chevrolrt Volt и Ford Focus Electric, стоимость которых составляет около 15 тыс. долларов США.

Однако опять же за указанные 15 тыс. долларов США можно приобрести автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который по своим характеристикам (вместимость, комфорт, статус и иным) будет намного выше так называемых «бюджетных» моделей электрокаров.

Также следуют помнить, что для большинства наших граждан автомобиль в семье один и он выполняет универсальные функции: передвижение в городе, поездки на отдых и дачу, поездки за рубеж (если таковые имеются), посещения родственников и перевозка различных бытовых грузов. Поэтому и выбор такого автомобиля происходит исключительно из двух факторов: цена и возможность выполнять указанные выше задачи.

Не так много людей могут позволить себе наличие различных типов автомобилей для выполнения различных задач. Например, наличие представительского автомобиля – для деловых встреч, малолитражного – для постоянных городских передвижений, внедорожника – для выездов в лес и на рыбалку, мультивэна – для семейных путешествий, спорткара – «погонять» вечером по проспекту и мотоцикла – для души.

Поэтому даже «бюджетные» электромобили также имеют ограниченную целевую аудиторию в нашей стране.

Таким образом, по состоянию на текущий момент рынок электромобилей Республики Беларусь – это скорее смесь двух клубов по интересам.

Первый – это состоятельные граждане, для которых наличие электромобиля в гараже – это скорее признак статусности, роскоши и следования современным модным тенденциям. А второй – это клуб любителей – энтузиастов, которые искренне верят в дело экологически чистого транспорта, «зеленой» энергии и передовых технологий.

Массового характера электромобиль как транспортное средство в Республике Беларусь до сих пор не имеет.

Куда спешит «Белоруснефть»?

Приведённые выше данные показывают, что действительно у нас складывается на рынке электромобилей в Республике Беларусь. Поэтому логично и возникает вопрос: зачем серьезной компании заявления о готовности стать национальным оператором электрозарядных станций, когда как такового и национального рынка продаж электромобилей у нас нет?

Специалисты «Белоруснефти» владеют всеми же данными, что мы приводили для читателя выше. Это открытая информация, и для экспертов, занимающихся данной проблемой, она доступна и понятна.

Да, число электромобилей в нашей стране растет. И, если сравнивать с данными о регистрации в 2015 году, когда общее количество электромобилей было не более 20 единиц, то по состоянию на начало 2017 года мы имеем рост в более чем 200 %.

Но… Это относительный рост 20 единиц в отношении 42, а в части массовости использования электромобилей это никаким образом не влияет.

Тем более, если принимать еще совсем недавную позицию «Белоруснефти» относительно рассматриваемой проблемы.

В частности, заместитель генерального директора ГПО «Белоруснефть» Сергей Каморников в апреле 2016 года после конференции в Гродно заявлял: «Возможно, мы не сильно спешим по данному направлению. Но мы не можем на имеющемся количестве электромобилей (а их официально в Беларуси нет и 100 штук) окупать зарядные станции» (цитата по "Белрынок").

Что же за год так принципиально поменялось?

Реальный двигатель прогресса

В конце августа 2017 года Глава государства Александр Лукашенко протестировал электромобиль Tesla, а также провел совещание, посвященное развитию отечественного автомобилестроения.

На этом совещании Главой государства были даны конкретные поручения заинтересованным организациям в части создания белорусского электромобиля и самого развития отрасли и инфраструктуры сервиса для электрического транспорта.

И что мы получили после этого?

Сразу после этого в течение недели ГПО «Белоруснефть» отчиталась о готовности стать национальным оператором электрозарядки автомобилей.

А отечественный разработчик отчитался о создании нашего электромобиля и показал его прототип общественности. Правда не совсем понятна степень и глубина собственных отечественных разработок в данном прототипе, созданном на базе китайского Geely SC7, но основное дело не в этом.

Глава государства ставит правильные задачи, исходя из современных тенденций развития мира и технологий. Но показательное рвение в деле скорейшего выполнения данных поручений со стороны отдельных исполнителей заставляет задуматься о действительных перспективах их реализации.

Не будет ли это очередным отчетом о выполнении поставленных задач, а в реальности ситуация будет как с НПО «Интеграл», когда их логотипы отклеивались от мониторов, а под ними виднелась надпись истинного производителя – «Acer»?

Что в итоге?

Случайны или нет указанные выше совпадения – решать не нам. Но не обратить на них внимание невозможно, так как они даже и произошли в весьма ограниченное время.

Игнорировать научно-технический прогресс нельзя, так как можно остаться за бортом развития цивилизации. Но также нельзя взять эти вершины и кавалерийским наскоком без необходимой подготовки.

В отсутствии комплексной программы развития электрического транспорта, в том числе и легкового, можно, конечно, закупить оборудование для зарядки электромобилей и смонтировать его на отдельных АЗС, а к 2021 году отчитаться, что у нас уже 40 станций зарядки на всех автомобильных трассах. Но к чему это действительно приведет, когда электромобилей к тому времени будет, например, 90? И основная масса данных транспортных средств будет в Минске и не будет выезжать за пределы МКАДа?

Утверждение же комплексной программы внедрения электромобилей застопорилось в прошлом году именно из-за отсутствия реальных источников ее финансирования.

Без такой программы отсутствия может получиться, что все готовы: и разработчик, и потенциальный оператор зарядки, а в действительности – рынка как не было, так и нет, так как для его создания нужно разрешить гораздо больше вопросов, нежели создание прототипа автомобиля и установка зарядных устройств на АЗС.

Хотя на самом деле при выравнивании стоимости производства и эксплуатации электротранспорта с аналогичными показателями автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, было бы интересно наблюдать соревнование двух технологических ответвлений, что в итоге в конце концов приводило бы к реальному удешевлению стоимости передвижения. А это отражалось бы на кармане каждого автолюбителя: не важно передвигался бы он на электро- или на традиционном автомобиле.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 1 )

Екатерина
08/10/2017 21:29
Отличная статья, спасибо!
0
icon