Как мы потребляем топливо

Zaprauka.by

26 / 09 / 2017 09:58
0 комментариев
В материале произведен анализ структуры потребления моторного топлива автомобилистами Беларуси на примере розничного и оптового рынка продаж

 

 

Из приведенных выше данных несложно сделать общее вычисление и получить, что средняя стоимость условного топлива у нас в стране, исходя из объемов потребления различных его видов, составляет 1,24 рубля на один литр.

То есть данный индикативный показатель находится ближе всего к розничной цене АИ-95.

Что следует из приведенных цифр?

Во-первых, мы видим, что автомобили с бензиновыми двигателями по сравнению с дизельными более распространены среди личного транспорта автовладельцев.

Если же брать оптовые продажи моторного топлива в нашей стране в целом, то картина меняется коренным образом.

Так, в 2016 году по данным Белстата на внутреннем рынке было продано 3,53 млн тонн моторного топлива, из них 917 тыс. тонн бензинов и 2,613 млн тонн дизельного топлива.

Что, соответственно, показывает уже иные доли нефтепродуктов в структуре продаж, где доля дизельного топлива уже составляет 74 процента. См. диаграмму.

Инфорграфика 3. Структура оптовых продаж нефтепродуктов в Республике Беларусь в 2016 году.

 

 

Безусловно, что ведущая роль в изменении структуры и пропорций продаж моторного топлива на оптовом рынке по сравнению с розничным лежит на предприятиях сельского хозяйства, строительной отрасли и транспорта, где преобладает техника с дизельными двигателями и большим объёмом потребления дизельного топлива.

В-вторых, преобладание дизельного топлива в продажах как на оптовом, так и на розничном рынках, объясняет произошедшее в 2011 году существенное его подорожание по сравнению с бензинами и превышение стоимости над всеми видами бензинов, кроме АИ-98. А ведь до этого повышения цена на дизельное топливо долгое время была близка к цене АИ-92.

Так, на текущий момент ставки акцизов на дизельное топливо практически в два раза ниже акцизов на бензины: 167,67 рублей за 1 тонну против 306,17 рублей за 1 тонну.

Соответственно, для производителей моторного топлива (ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ») и розничных продавцов (сетей АЗС) доход от продаж дизельного топлива намного выше, чем при продажах бензинов.

А с учетом приведенных выше данных о существенном преобладании дизельного топлива в самих объемах продаж моторного топлива, можно сделать вывод о том, что основной доход от реализации моторного топлива, как для производителей, так и для сетей АЗС, поступает именного от продаж дизеля.

Имевшие место объяснения со стороны концерна «Белнефтехим» о превышении цены дизельного топлива над ценой на АИ-95 по причинам заботы об экологии, представляется нам несколько необоснованным. Ведь доходы от продажи дизельного топлива поступают не в фонды, занимающиеся вопросами экологии, или же напрямую расходуются на конкретные экологические программы, а поступают в бюджет государства и остаются в распоряжении сами предприятий, где они идут на текущее поддержание их в рабочем состоянии или на развитие.

Скорее, в данном случае главным является вопрос не экологии, а увеличение уровня доходности производителей и продавцов.

В-третьих, достаточно большая доля АИ-92 в структуре продаж показывает, что в нашей стране еще не завершился полностью переход на высокооктановые бензины и, соответственно, переход на использование автотранспорта с более экологичными двигателями. А этой тенденции следует весь мир.

 

 

 

 

Необходимо отметить, что с учетом сезонности и некоторых иных факторов, доли потребления автовладельцами Беларуси моторного топлива могут меняться. Однако такие небольшие подвижки в процентах потребления не изменяют картину принципиально.

На основании полученных данных можно сформировать общую корзину потребления нефтепродуктов и вывести среднюю цену условного топлива применительно для нашей страны.

Инфорграфика 2. Данные по потреблению моторного топлива (розничные продажи).

 
 

Инфографика 1. Структура потребления моторного топлива в Беларуси (розничные продажи), %.

Наглядно структуру розничного потребления моторного топлива Беларуси можно представить так.

Реализация сжиженного углеводородного газа в данном исследовании не учитывалась.

Далее по нисходящей расположились бензины. АИ-92 – с долей в 32 процента, АИ-95 – 25 процентов, а также АИ-98 – 1 процент.

Проведенное нами изучение покупок моторного топлива автовладельцами в сетях автозаправочных станций нашей страны показывает, что в структуре его потребления преобладает дизельное топливо, уровень которого доходит до 42 процентов от общего объема продаж.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

 

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon