Сколько стоит заправочный бизнес «А-100»?

Zaprauka.by

14 / 09 / 2018 05:23
0 комментариев
Оцениваем выставленную на продажу белорусскую сеть АЗС

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕТИ АЗС «А-100»?

В последнее время сеть автозаправочных станций «А-100» выступала и как ньюз-мейкер рынка, когда прошла информация относительно намерений владельцев продать бизнес, а также в качестве новостного объекта, когда отдельные интернет-СМИ сообщили об убытках компании за 2017 год.

Кроме того, внимание к деятельности компании косвенно привлек и основной владелец – Александр Центер, который взял и улетел в кругосветное путешествие на этом фоне, а такое событие для нашей страны, согласитесь, достаточно редкое. Много ли Вы слышали о белорусах, которые на самолете облетели весь мир? Тем более, когда это активно освещалось прессой, и мало того – на TUT.BY?

В любом случае, для рынка автозаправочных сетей нашей страны – это происходит не часто.

Тут даже можно поднять планку и задать более объемный вопрос: а много ли мы знаем о сетях АЗС Беларуси вообще? И ответ будет лежать прямо на поверхности. Немного, если не сказать, что практически очень и очень мало. Регулярные распродажи хот-догов и акции по напиткам во внимание не принимаются.

Из информации, которая доносится потребителю, сразу на ум всплывает «убыточность продаж на внутреннем рынке» от концерна «Белнефтехим», а также то, что согласно данным Министерства по налогам и сборам отдельные сети АЗС регулярно попадают в топ плательщиков налогов отдельных регионов Беларуси. Ну как бы и все.

Мы ничего не знаем о том, как устроен сам бизнес сетей АЗС, а также что происходит внутри отрасли. Может, конечно, отчасти, что сфера деятельности достаточно узкая, но также из-за того, что так уж сложилось, что большинство бизнесов в нашей стране практически непрозрачны. И, если даже открытые акционерные общества исключительно формально и ограниченно раскрывают информацию о своей деятельности, то, что говорить об иных структурах?

Тем не менее, мы не упустим шанса заглянуть за эту кулису, так как есть для этого и повод (продажа сети АЗС), и доступна некоторая информация.

Вообще, нужно отметить, что в отличие от большинства компаний «А-100» худо-бедно, но как-то раскрывает отдельную информацию о своей деятельности: компания публикует отчеты на портале финансового рынка, а также выходила на рынок заимствования и выпускала облигации, что предполагает хоть и ограниченное, но все-таки раскрытие информации о своей деятельности.

АКТИВЫ ЗАПРАВОЧНОГО БИЗНЕСА «А-100»

Схематично то, чем располагает сеть АЗС «А-100» можно представить следующим образом.

Автозаправочная сеть состоит из 34 станций, из которых 7 являются автоматическими. Основные регионы присутствия: Минск с ближайшими районами (в основном недалеко от МКАД) и Брест.

Нефтебаза в п. Михановичи (Минский район). К сожалению, оценить размеры резервуарного парка мы не можем, так как данной информации нет в открытом доступе, а сама нефтебаза относится к категории подземных хранилищ (см. на фото ниже).

Парк автотранспорта для транспортировки нефтепродуктов и снабжения АЗС топливом.

«А-кафе» на АЗС № 2 в минском районе (выезд по Логойскому шоссе).

Зарегистрированные товарные знаки, под которыми работает «А-100» и «А-store», а также все то, что входит в понятие «гудвилл» (деловая репутация, контакты и связи в бизнесе и так далее).

Из структуры распределения собственности не понятно будет ли осуществляться продажа административно-офисного знания сети АЗС. В принципе, это не является основным моментом, так как потенциально новый собственник может и не нуждаться в подобном активе, но тем не менее сами административно-офисные могут быть включены в общую массу основных средств на продажу.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Из публикуемой ОДО «Астотрейдинг» (осуществляет общее управление сетью АЗС «А-100») отчетности мы можем вывести следующие данные относительно полученной выручки и прибыли компании за последние 4 года.

График 1. Динамика выручки ОДО «Астотрейдинг» в 2014-2017 гг., млн BYN.

График 2. Динамика прибыли ОДО «Астотрейдинг» в 2014-2017 гг., BYN.

В принципе, в том, что компания закончила 2017 год с отрицательными финансовыми показателями, нет ничего страшного. Даже индивидуальный предприниматель не разоряется, когда исходя из рыночной ситуации вынужден, например, продавать товары в убыток. Тем более, когда идет речь о большой компании с серьезными активами и потоками денежных средств.

Как видно из отчетных документов, основной причиной получения убытков в 2017 года стало падение доходов от финансовой деятельности компании по сравнению с результатами прошлого года при сохранении большого объема расходов в этой сфере.

Однако, из годового баланса ОДО «Астотрейдинг» следуют и более интересные детали. Трудно не заметить, что основные средства «Астотрейдинг» по состоянию на конец 2017 года составляют около 6,6 млн. рублей, что по курсу того времени равнялось примерно 3,42 млн долларов США.

Это дает понять, что основная часть активов не оформлена непосредственно на ОДО «Астотрейдинг», так как, например, оценочная стоимость одной стационарной АЗС с магазином на белорусском рынке составляет в зависимости от ее размера и иных особенностей от 1 млн долларов США, а у «А-100» таких станций 27, плюс и иные активы.

Таким образом, видно, что заправочный бизнес у «А-100» структурирован. Давайте посмотрим как.

СТРУКТУРА ЗАПРАВОЧНОГО БИЗНЕСА «А-100»

Изучение имеющихся материалов позволяют нарисовать следующую принципиальную структуру работы заправочного бизнеса «А-100».

Где функции распределены следующим образом.

ОДО «Астотрейдинг» осуществляет непосредственное управление автозаправочным бизнесом в системе группы компаний. То есть выполняет функции по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами, розничной торговли в неспециализированных магазинах при АЗС, предоставление услуг «быстрого питания», аренды и проката транспортных средств.

В свою очередь, ОДО «Астотрейдинг» находится под внешним управлением компании ОДО «Астогарант», которое и выполняет функции исполнительного органа первой структуры. При этом управляющая организация имеет долю в уставном капитале ОДО «Астотрейдинг» в размере 99 процентов.

ООО «БигОйлЦентр» занимается приемкой, хранением и отпуском нефтепродуктов плюс оптовая торговля ими.

КАК ОЦЕНИВАЕМ

Любой экономист знает, что существуют три основных метода оценки стоимости предприятия: доходный, затратный и сравнительный.

К сожалению, по причине того, что в отличие от ОДО «Астотрейдинг» иные лица, входящие в группу компаний, которая образует заправочный бизнес «А-100», не публикуют свою отчетность, мы не сможем провести детальный анализ распределения финансовых потоков между ними, чтобы выдать точные расчеты по деятельности группы компаний и оценить сам бизнес в целом. Для этого нужна консолидированная отчетность.

Кроме того, как мы говорили раньше деятельность операторов АЗС Беларуси относится к работе непубличных компаний: мы не можем сравнить котировки их акций, так как их попросту нет, также на нашем рынке ранее не происходили сделки по приобретению каких-либо сетей АЗС, сравнимых с «А-100» с раскрытием о них информации.

Но тем не менее, на основании имеющихся в открытом доступе данных мы все-таки продолжим немного «препарировать» «А-100» в духе так называемого легкого «народного» анализа, чтобы принципиально показать, что представляет из себя этот заправочный бизнес.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ СЕГМЕНТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эксплуатируя АЗС, компания работает в двух основных сегментах: топливном и нетопливном бизнесе: то есть не только продает нефтепродукты населению и организациям, а также ведет и сопутствующий бизнес.

Согласно раскрытию информации ОДО «Астотрейдинг», доля выручки топливного сегмента составляет 75 процентов от общего объема. При этом розничная торговля в неспециализированных магазинах при АЗС и предоставление услуг «быстрого питания» составляет 20 процентов. На остальные виды деятельности приходится оставшиеся 5 процентов (данные на 2015 год).

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОДО «Астотрейдинг» активно работает на рынке заимствований и в качестве эмитента облигаций, и в качестве инвестора, размещающего свободные денежные средства в ценные бумаги иных лиц. Например, сферой интересов для финансовых вложений компании являются облигации ЗАО «Абсолютбанк».

Это показывает, что у компании есть свободные ресурсы для проведения операций на долговом рынке и она не испытывает их нехватки для текущей деятельности.

Кроме того, нельзя не отметить имеющуюся тенденцию увеличения дебиторской задолженности ОДО «Астотрейдинг». Будучи организацией, которая в основном осуществляет деятельность в сфере розничной торговли, ОДО «Астотрейдинг» в этой части ведения бизнеса получает деньги в момент продажи товара (оказания услуги). Соответственно, никаких задолженностей тут возникать не может. Поэтому можно предположить, что основная часть дебиторской задолженности формируется при отпуске топлива юридическим лицам с отсрочкой платежа.

Компания также активно использует привлеченный капитал в виде кредиторской задолженности, образуемой перед поставщиками товаров и услуг, что, в принципе, естественно для розничного ритейлера. В структуре капитала ОДО «Астотрейдинг» кредиторская задолженность занимает доминирующее место по сравнению с собственным и заемным капиталом.

КТО КУПИТ?

И вот мы подходим к самому интригующему вопросу: кто может купить все это? А круг потенциальных претендентов можно обозначить так.

1. Дочерние компании российских ВИНКов, работающие в Беларуси.

Располагают своими сетями АЗС в нашей стране и могут встроить заправочный бизнес «А-100» в уже имеющийся. Понятно, логично, а также технически и коммерчески возможно. Тем более, что, по нашей информации, свой интерес отдельные из них к «А-100» уже обозначили.

2. Иностранные игроки нефтяного рынка.

Любая иностранная нефтяная компания, которая имеет заправочный бизнес вполне может также считаться потенциальным покупателем. Тут работают аналогичные преимущества, которыми располагают вышеуказанные российские игроки: возможности, опят, понимание отрасли и налаженные бизнес-процессы позволяют войти и в белорусский рынок. Таким образом, например, азербайджанский Socarосваивал рынок Украины. Вопрос в том: нужно ли это иностранным компаниям и пустят ли их, потому что приход такой организации на рынок Беларуси однозначно будет способствовать и изменению расстановки сил, и переформатированию схемы работы самих местных операторов АЗС.

3. Отечественные игроки нефтяного сектора.

Конечно, теоретически, «Белоруснефть» может поглотить и заправки «А-100». Под подобную операцию будет несложно найти и финансирование, но вопрос стоит опять же в том: нужно ли это самой «Белоруснефти»?

По имеющейся практике, «Белоруснефть» вводит в эксплуатацию и реконструирует примерно 20-25 АЗС в год. Не ляжет ли поглощение «А-100» дополнительной нагрузкой на компанию, которая ей не в силу, так как в любом случае имеющиеся возможности все равно ограничены? А тут нужно будет дополнительно минимум поменять фасады и фирменный стиль еще 34 станций.

Что касается иных белорусских заправочных сетей, то приобретение ими «А-100» представляется все вообще маловероятным. «Юнайдет компани» уже больше заточена не на топливный сегмент: развивает садовые центры, кондитерский бизнес, кафе и оптовую торговлю. «Трайпл» также не игрок в данной сфере, так как судя по последним сообщениям в СМИ компания до сих пор не решила ряд своих существенных проблем.

У нас также существуют компании, работающие в оптовом нефтяном бизнесе. Но об их интересах, кроме экспорта нефтепродуктов ничего не известно.

4. Местные игроки не нефтяного сектора.

С учётом фактически неразвитости инвестиционного сектора Беларуси представляется маловероятным, что даже имеющиеся игроки (на подобие «Зубр Капитал») способны переварить все это: основные сферы их интересов ИТ-отрасль, банковское дело и ритейл.

5. Вопрос прихода некого чисто портфельного инвестора в дополнение к действующим собственникам маловероятен, так как любой бизнесмен, который пожелает вложить деньги все равно будет заинтересован в контроле операционной деятельности организации. А тут могут возникнуть серьезные противоречия между «старыми» и «новыми» собственниками относительно того, как должна работать компания и куда двигаться. Такая проблеме – не новость в бизнесе и приводит к тому, что рано или поздно кому-то все равно придется уйти.

А МОЖЕТ ЕСТЬ И ИНЫЕ ПРИЧИНЫ?

Вообще, вся ситуация выглядит немного странно.

Во-первых, официального заявления не было. Информация впервые появилась благодаря порталу ТYТ.BY. Основной собственник отказался от комментариев, что само собой нелогично: если решили же продавать, так почему об этом не объявить?

Во-вторых, как видно даже из отчётности «Астотрйдинг», нет там коллапса, когда необходимо срочно все продать, так как иначе будет поздно.

Да и не продаются ни «Юнайдет компани», ни «Трайпл». Кроме того, в стране примерно 40 автозаправочных станций, которыми владеют мелкие компании и ИП (от 1 до 7 АЗС) и мы не наблюдаем массового исхода из заправочного бизнеса, а также роста количества объявлений из разряда «продам АЗС».

В-третьих, не так-то просто расставаться с бизнесом, которому 24 года и который создавался с нуля.

В-четвертых, покупатели как бы есть, но их и не так много. Это не тот вариант, когда продается магазин «сэконд-хэнда» или парикмахерская в спальном районе Минска.

Может все это делалось для другого?

Не так давно у нас появилось коллективное письмо операторов автозаправочных сетей к концерну «Белнефтехим», где компании просили власти обратить внимание на существенное ухудшение условий работы и снизить оптовую надбавку на топливо, чтобы маржинальность розничных продаж несколько возросла, что позволяло бы покрыть выросшие расходы на эксплуатацию станций АЗС.

Это обращение, как это часто случается, было рассмотрено формально с выдачей рекомендации из разряда «каждый сам за себя» и «крутитесь как хотите».

«А-100» единственная крупная по белорусским меркам сеть, заявления которой можно оценивать с влиянием на рынок. Российские операторы АЗС в любом случае скованы в этом плане необходимостью согласовывать свои действия с материнскими компаниями в Москве. А заявления иных игроком вряд ли вызовут какой-то интерес.

Может появившаяся информация о желании продать сеть АЗС «А-100» вызвана все-таки попыткой в очередной раз обратить внимание на ранее поднятые операторами сетей АЗС вопросы?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon