• Главная
  • Статьи аналитики
  • Рынок автомобильных заправочных сетей (АЗС) Беларуси: текущая ситуация и принципиальная характеристика (по состоянию на август 2017 года)

Рынок автомобильных заправочных сетей (АЗС) Беларуси: текущая ситуация и принципиальная характеристика (по состоянию на август 2017 года)

Zaprauka.by

26 / 08 / 2017 09:48
0 комментариев
Предлагаем Вашему вниманию аналитический обзор, посвященный текущему состоянию рынка автозаправочных сетей Республики Беларусь и происходящих на нем событий

Операторы внутреннего рынка: кто нас заправляет

В Республике Беларусь на рынке автозаправочных сетей на настоящий момент работают следующие компании:

1. ОДО «Астотрейдинг».

Предприятие входит в структуру группы компаний «А-100» основным владельцем, которой является белорусский бизнесмен Александр Центер. Автозаправочный бизнес группы компаний «А-100» работает под аналогичным брендом. Год начала работы в сфере розничных продаж моторного топлива – 1994.

2. ГПО «Белоруснефть».

С 2006 года ГПО «Белоруснефть» единственный крупный государственный оператор автозаправочных сетей республиканского масштаба. Входит в состав Белорусского государственного концерна по нефти и химии.                   ГПО «Белоруснефть» является некоммерческой организацией, осуществляющей руководство и управление всеми государственными региональными нефтепродуктовыми организациями, непосредственно владеющими автозаправочными активами и реализующими нефтепродукты в розницу. Автозаправочные станции предприятия работают под брендом «Белоруснефть».

3. ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт».

Дочернее предприятие российской вертикальной интегрированной нефтяной компании ПАО «Газпром нефть» в Республике Беларусь. На рынке моторного топлива Республики Беларусь с 2009 года после раздела совместно с      ОАО «ТНК-ВР» белорусских активов нефтяной компании «Славнефть-Старт». Автозаправочные комплексы работают под брендом «Газпромнефть».

4. ИООО «Лукойл Белоруссия».

Дочернее предприятие российской вертикальной интегрированной нефтяной компании ПАО «Лукойл» в Республике Беларусь. На рынке моторного топлива Республики Беларусь с 1992 года. Самый старейший оператор автозаправочных компаний в Республики Беларусь с российским капиталом. Работает под брендом «Лукойл».

5. СООО «НефтеХимТрейдинг».

Предприятие входит в структуру группы компаний «Трайпл», основным владельцем которой является белорусский бизнесмен Юрий Чиж. На рынке моторного топлива Республики Беларусь с 2009 года, когда группа компаний «Трайпл» приняла решение о входе на рынок розничных продаж моторного топлива и приобрела ряд независимых автомобильных заправочных стаций, а также начала строительство новых АЗС. Компания работает под брендом «Трайпл».

6. ИООО «РН-Запад».

Дочернее предприятие российской вертикальной интегрированной нефтяной компании ПАО «НК «Роснефть» в Республике Беларусь. Автозаправочный бизнес в Республике Беларусь был «унаследован» в 2013 году после приобретения ПАО «Роснефть» нефтяной компании – ОАО «ТНК-ВР», которая первоначально владела данными активами в Республике Беларусь. ИООО «РН-Запад» сейчас активно проводит ребрендинг автозаправочной сети и меняет название станций со «Славнефть» на «Роснефть».

7. ООО «Сервисный центр Веста».

Небольшая региональная автозаправочная сеть. Бизнес работает как дополнение к располагаемому комплексу придорожного и санаторно-курортного сервиса в Дзержинском районе Минской области вдоль автомобильной дороги М-1/Е-30. Владелец компании – белорусский бизнесмен Владимир Мелешкевич. Бренд АЗС – «Westa».

8. ИООО «Татбелнефтепродукт».

Дочернее предприятие российской вертикальной российской вертикальной интегрированной нефтяной компании       ПАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина в Республике Беларусь. На рынке моторного топлива Республики Беларусь с 2010 года. Компания работает в Республике Беларусь под брендом «Tatneft».

9. СООО «Юнайтед Компани».

Один из старейших местных операторов рынка моторного топлива в Республике Беларусь, работающий с 1993 года. В настоящее время автозаправочный бизнес развивается компанией совместно с предприятиями питания и садовыми центрами. Основной владелец компании – белорусский бизнесмен Игорь Макаед.

10. Маленькие игроки.

Представляют собой группу компаний, которые владеют от одной до нескольких автозаправочных станций, преимущественно в регионах Республики Беларусь и не оказывают какого-либо влияния на рынок автозаправочных сетей. Владельцами данных АЗС являются, как правило, региональные бизнесмены или предприятия, имеющие отношение к нефтяной и транспортной отраслям.

Соотношение сил

В количественном плане расстановка сил на рынке автозаправочных сетей выглядит следующим образом.

Таблица 1. Количество автозаправочных станций в собственности операторов рынка моторного топлива Республики Беларусь

Наименование автозаправочной сети

Количество АЗС в собственности, единиц

ОДО «Астотрейдинг»

31

ГПО «Белоруснефть»

560

ООО «Сервисный центр Веста»

7

ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт»

45

ИООО «Лукойл Белоруссия»

83

СООО «НефтеХимТрейдинг»

10

ИООО «РН Запад»

38

ИООО «Татбелнефтепродукт»

17

СООО «Юнайтед Компани»

11

Маленькие игроки

47

Источник: данные компаний.

Всего по состоянию на 1 августа 2017 года в Республике Беларусь имеется 849 автомобильных заправочных станций. Чтобы иметь представление о расстановке сил на рынке представим данное разделение графически.

Инфографика. Распределение долей на рынке автозаправочных сетей Республики Беларусь.

Источник: данные компаний.

Как видно из представленных данных, на рынке автозаправочных сетей Республики Беларусь имеется следующая ситуация:

наличие единственного доминирующего игрока – ГПО «Белоруснефть» – с преимущественной долей по отношению к иным субъектам в 65,96%;

сильное отставание от лидера рынка компаний, занимающих следующие позиции (доля ИООО «Лукойл Белоруссия» - 9,78%, а также доли ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» - 5,3% и ИООО «РН-Запад» - 4,48%);

незначительные доли иных игроков рынка.

Такое положение характеризуется крайней неоднородностью, то есть фактической рыночной властью одной компании и ее возможностью существенного влияния на ситуацию по сравнению с иными участниками.

Например, даже совокупная доля дочерних компаний российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) в Республике Беларусь составляет 21,55%, что в 3 (!) раза меньше доли ГПО «Белоруснефть». Общая доля автозаправочных компаний с частным белорусским капиталом составляет 6,95% (почти в 10 раз меньше доли            ГПО «Белоруснефть»), при этом относительно крупным частным оператором можно назвать только ОДО «Астотрейдинг» со своей долей в 3,65%.

Таким образом на рынке автомобильных заправочных сетей Беларуси мы наблюдаем фактическую монополию государственного оператора ГПО «Белоруснефть» с элементами конкуренции, которую составляют ему в отдельных сегментах в основном дочерние компании российских ВИНКов.

Необходимо отметить, что в силу размера доли в автозаправочных сетях Республики Беларусь ГПО «Белоруснефть» подпадает под действие антимонопольного законодательства и признается занимающим доминантное положение на рынке розничных продаж моторного топлива (то есть субъект, который владеет занимает более 35% рынка).

В настоящее время региональные юридические лица, входящие в структуру ГПО «Белоруснефть» и осуществляющие розничную реализацией моторного топлива, включены в соответствующие региональные Государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминантное положение на товарных рынках.

Однако включение в подобные реестры юридических лиц из структуры ГПО «Белоруснефть» скорее является формальной процедурой, нежели реальными действиями антимонопольного органа по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на рынке моторного топлива Беларуси.

Так, например, концерн «Белнефтехим» является органом, выдающим лицензии на право осуществления розничной торговли нефтепродуктами, то есть имеет распорядительные полномочия по допуску и устранению с рынка розничных продаж моторного топлива иных хозяйствующих субъектов.

Вряд ли когда-либо поднимался вопрос насколько соответствует антимонопольному законодательству сам факт нахождения в составе Белорусского государственного концерна по нефти и химии ГПО «Белоруснефть» как одного из операторов автозаправочных сетей.

Например, известны факты, что, когда в 2015-2016 гг. на рынке Республики Беларусь появилось моторное топливо с российских нефтеперерабатывающих заводов, концерн «Белнефтехим» несколько раз пытался инициировать проверки Госстандартом Беларуси сетей АЗС, не входящих в систему концерна «Белнефтехим» (Читать полностью – БЕЛТА).

Формальным предлогом являлось якобы качество импортированного топлива, однако скорее это была попытка со стороны концерна «Белнефтехим» не допустить потери части оптового и розничного рынка нефтепродуктов (до начала поставок российских нефтепродуктов на внутренний рынок Беларуси моторное топливо поставлялось исключительно с белорусских НПЗ), а также устранить саму возможность предоставления дочерними компаниями российских ВИНКов более низких цен в сетях АЗС, что существенно влияло на отток потенциальных клиентов из сети «Белоруснефть».

Ценовые войны операторов

В условиях, когда на рынке имеется крупный доминирующий игрок, остальные участники для возможности своего выживания вынуждены принимать меры по интенсивному развитию, что применительно к рынку автозаправочных сетей означает, привлечение более широкого потока клиентов и увеличение объемов реализуемого топлива через собственные сети АЗС.

Это активно и начали практиковать операторы с российский капиталом, начиная с 2015 года.

Одним из «пионеров» данного движения стала ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», которая в 2015 году запустила довольно мощную и интересную для автомобилистов акционную программу.

Данная программа предусматривала возможность получения за символическую плату достаточно больших объёмов моторного топлива (от 25 до 30 литров) при условии совершения покупок на АЗС компании установленного количества нефтепродуктов (от 180 до 200 литров).

Результат не заставил себя долго ждать, и на автозаправочных станциях ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» стали появляться очереди.

К акционным программам также подключились и иные игроки.

Например, ИООО «РН-Запад» в период 2016 года предоставляло своим клиентам постоянную скидку в размере 5 копеек с литра любого приобретаемого моторного топлива (4 – 4,5 % – в зависимости от вида топлива). При этом на отдельных автозаправочных станциях «Славнефть» в определённые периоды 2016 года размер скидки был увеличен и составлял 10 – 15 копеек.

А местный оператор – ООО «НефтеХимТрейдинг» – на некоторых заправочных станциях стал предоставлять скидку 10% при заправке в ночное время.

ГПО «Белоруснефть» начала сталкиваться с определённым падением оборотов в своей сети АЗС.

Государственный оператор тогда достаточно нервно реагировал на подобные действия, заявляя о якобы имеющихся проблемах с качеством импортируемого топлива, а также подавал свою позицию так, что цена топлива не является главным условием выбора у потенциального клиента автозаправочной сети.

В частности, заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции ГПО «Белоруснефть» Сергей Каморников в апреле 2016 года на пресс-конференции сообщал: «Мы осознанно не ввязывались в ценовые «игры», традиционно делая ставку на качество топлива и услуг, а также на сервис» (Читать полностью – БЕЛТА).

Также С. Каморников анонсировал, что ценовые «игры» на АЗС закончились в связи с увеличением стоимости нефтепродуктов в России.

Тем не менее, дальнейшее развитие событий показало, что именно прямые дисконтные и акционные скидочные программы рассматриваются потенциальными клиентами как одно из важнейших условий выбора автозаправочной сети.

В подтверждение этому и само ГПО «Белоруснефть» вскоре стало внедрять аналогичные программы, предоставляя покупателям скидки на моторное топливо.

Практика предоставления скидок покупателям продолжилась и имеет довольно широкое применение и в 2017 году.

Зарождение реальной конкуренции

В 2015-2016 гг. произошло по сути одно из серьезных ценовых противостояний на рынке моторного топлива Беларуси между ГПО «Белоруснефть» и дочерними компаниями российских ВИНКов в Республике Беларусь.

Необходимо отметить, что и ранее многие компании запускали программы лояльности и поощрения клиентов для увеличения их количества и объемов моторного топлива, реализуемого через собственные сети, однако именно с 2015 года конкурентная борьба между участниками стала носить более активный характер.

Одной из причин тому стало появление на рынке Республики Беларусь моторного топлива производства российских нефтеперерабатывающих заводов.

Если в предыдущие годы складывалась ситуация, когда экономическая эффективность продаж на белорусском рынке была ниже, чем в Российской Федерации, то, начиная с 2015 года вследствие разного уровня девальвации национальных валют, отличной ценовой и акцизной политики, открылись возможности белорусского рынка для поставщиков нефтепродуктов из Российской Федерации.

Этим не преминули воспользоваться и операторы автозаправочных сетей.

Так, на рынке Республики Беларусь появилась продукция Омского нефтеперерабатывающего завода (владелец        ПАО «Газпром нефть»), Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода (совместное владение ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть»), Рязанского нефтеперерабатывающего завода (ПАО «Роснефть») и Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода (ПАО «Татнефть»).

Тем более, лишенные собственной нефтепереработки на белорусских НПЗ, российские компании нуждались в альтернативном и постоянном канале поставок нефтепродуктов для собственных сетей АЗС.

Каковы же главные итоги имевшей место конкурентной борьбы?

Во-первых, произошёл определенный передел рынка.

По оценкам специалистов, российские компании в результате активных маркетинговых действий и ценовых кампаний смогли «отвоевать» у ГПО «Белорунефть» в тот период до 3,5% от общего объема рынка розничных продаж моторного топлива. С учетом большого диспаритета в количестве автозаправочных станций между ГПО «Белорунефть» и иными участниками рынка это является серьезным результатом.

Во-вторых, в Беларуси появился действительно рынок автозаправочных сетей с реальной ценовой конкуренцией, а не как это имело место ранее простое копирование автозаправочными компаниями цен на моторное топливо из прейскуранта № 3 концерна «Белнефтехим», который устанавливает в Республике Беларусь розничные цены на нефтепродукты.

В-третьих, ГПО «Белорунефть» впервые столкнулось с сильными конкурентами в лице дочерних компаний российских ВИНКов и их возможностями.

В-четвертых, дочерние предприятия российских нефтяных компаний существенно закрепили свое положение в занимаемых сегментах рынка и показали на рынке свою активную позицию.

В-пятых, местные операторы автозаправочных сетей хоть в основном смотрели на идущую конкурентную борьбу между ГПО «Белоруснефть» и дочерними компаниями российских ВИНКов, но также старались двигаться в направлении действующих на рынке трендов.

Но главным итогом можно назвать выигрыш конечных покупателей – автомобилистов. После долгих лет относительного рыночного однообразия у них появилась реальная возможность выбирать где купить моторное топливо по минимальным ценам, а также за их внимание и выбор стали действительно бороться автозаправочные компании.

Общие выводы

Рынок автомобильных заправочных сетей Республики Беларусь является высоко концентрированным рынком, где имеет место доминирования единственного государственного оператора – ГПО «Белоруснефть», которое владеет самой большой сетью АЗС и на долю которого приходится самый большой объем реализации моторного топлива.

Кроме того, на рынке существуют определенные барьеры для входа: розничная торговля нефтепродуктами является лицензированным видом деятельности. Орган, выдающий лицензии, - концерн «Белнефтехим», в состав которого входит государственный оператор сетей АЗС – ГПО «Белоруснефть».

Подобная ситуация создаёт потенциальную возможность влияния и контроля за рынком.

Инициатором создания и поддержания такой структуры рынка является само государство. В частности, в Республике Беларусь действует Программа развития автозаправочных станций на период 2016 – 2020 гг., где предусматривается ввод ГПО «Белоруснефть» в эксплуатацию определенного количества автозаправочных станций в указанный период. При этом о развитии негосударственного сектора автозаправочных сетей речи не идет.

Подобное внимание государства и экономическая концентрация в сфере розничных продаж нефтепродуктов свидетельствует о хорошей доходности данной сферы.

Однако такая сильная экономическая концентрация противоречит конкуренции и в итоге сама создает ограничения в развитии той сферы, где она широко выражена.

Очень существенным вопросом либерализации рынка и дальнейшего развития конкуренции является, например, вывод из состава концерна «Белнефтехим» государственного оператора автозаправочных сетей (ГПО «Белоруснефть»), чтобы обеспечить равный статус и права для всех игроков рынка автозаправочных сетей.

Так нахождение данной компании в структуре лицензирующего розничный рынок продаж моторного топлива органа противоречит принципу невмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и создает потенциальную возможность использовать полномочия государственной организации по воздействию на рынок.

Дальнейшее стимулирование развития добросовестной конкуренции и самого рынка автозаправочных сетей Беларуси может придать увеличение доли частного капитала в данной сфере, а также приход на рынок западных автозаправочных компаний, например, «Shell» или «ВР», что позволит принести новые стандарты стандарты обслуживания на внутреннем рынке Республики Беларусь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

 

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon