Рост цен на топливо в новом 2018 году: старые песни о главном

Zaprauka.by

11 / 01 / 2018 10:26
0 комментариев
«Белнефтехим» в очередной раз заявляет о необходимости повышения цен на топливо

Постновогодние «праздники»

Сами новогодние праздники закончились, началась повседневная будничная жизнь, а мы ждали события, которое должно было произойти в ближайшее время. И тут не нужно быть провидцем или гадалкой, чтобы предугадать, что оно случится со стопроцентной вероятностью.

Это событие может предугадать любой также как все мы знаем, что, включив перед новогодней ночью телевизор, мы увидим там «Голубой огонек» или иные похожие развлекательные программы в зависимости от конкретного телевизионного канала.

Речь идет повышении цен на топливо.

Так уж сложилось в нашей стране, что данная проблема активно продвигается отдельными участниками и не менее активно обсуждается населением.

Оно и понятно нефтеперерабатывающим предприятиям, сетям АЗС – чем больше прибыли, тем лучше.

А для населения актуальность упирается в то, что это затраты семейного и личного бюджетов. И не самые маленькие.

Ньюсмейкер

На этот раз инициатором продолжения общественного разговора выступил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, который в своем заявлении «СБ. Беларусь сегодня» сказал, что для компенсации роста стоимости нефти нужно поднять стоимость топлива на заправках на 23 процента.

При этом он высказал мнение концерна «Белнефтехим», что как минимум цены должны быть приравнены к ценам российского рынка, которые сейчас выше белорусского на 7 – 11 процентов.

Заявление одного из руководителей концерна «Белнефтехим» сопровождалось соответствующей статьей «Сложный пасьянс», где также обосновывалась необходимость повышения цен на топливо.

Давайте попробуем вместе разобрать основные и часто озвучиваемые доводы почему же нам нужно платить за бензины и дизельное топливо больше, чем мы платим сейчас.

«Столпы», на которых стоит повышение

1. «Убыточность» внутреннего рынка для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий.

Этот аргумент постоянно озвучивается как представителями концерна «Белнефтехим», так и отдельными журналистами, которые пишут по тематике розничных продаж моторного топлива.

Но, не приводя никаких данных, нам предлагают просто поверить, что уже многие годы наши нефтеперерабатывающие предприятия якобы работают с убытком на внутреннем рынке, а компенсируют все это исключительно за счет экспорта нефтепродуктов.

Рядовому гражданину действительно трудно сравнить экономику производства и продаж топлива на внутреннем рынке, так как, например, белорусские нефтеперерабатывающие предприятия не публикуют в открытом доступе свою бухгалтерскую отчетность.

Но попытаемся разобрать данный вопрос с помощью одного простого логического рассуждения и на основе общеизвестного факта.

На белорусском рынке с 2015 года российские нефтяные компании устойчиво продают свои нефтепродукты через располагаемые сети АЗС. И это при том, что топливо еще нужно привезти в нашу страну со своих НПЗ, а также не забываем, что и НДС у нас больше чем в России.

Представляется, что российские нефтяные компании не занимались бы благотворительностью для нашего народа, если бы коммерчески такие поставки топлива были им не выгодны.

Российские нефтяные компании могут прибыльно работать со своим топливом на белорусском рынке, а наши нефтеперерабатывающие предприятия – нет?

Тогда вопрос к нашим предприятиям как они так работают?

2. Повышение стоимости нефти.

Тоже достаточно известный аргумент, с которым даже не поспоришь. Выросли цены на сырье – выросла и цена конечного продукта.

Но опять есть «но».

И это «но» хотим обозначить мнением читателей с форума tut.by, посвященного обсуждению рассматриваемой статьи.

Одним из популярных комментариев является комментарий пользователя под ником «svk2005»:

«Интересно, а почему цены на топливо не снижались когда нефть была дешёвой? Надоело уже слушать эти байки…» [авторская орфография и пунктуация сохранена].

Действительно, вопросы, которые давно интересуют всех автолюбителей, задаются ими, но ответы на них до сих пор не получены:

«Почему о цене на нефть вспоминается только тогда, когда она вырастает в цене?»;

«Почему не снижается стоимость топлива, когда падают цены не нефть?».

3. Необходимость «выравнивания» цен на топливо с российским рынком.

Тоже не новый аргумент, так как ранее озвучивался со стороны руководства ГПО «Белоруснефть».

А почему одновременно не поднять и уровень заработной платы до среднего по Российской Федерации?

Мы провели не так давно специальное исследование дешевое ли у нас топливо и сколько его может купить среднестатистический гражданин Беларуси в сравнении с нашими соседями. С его результатами Вы можете ознакомиться здесь.

Основной вывод проведенного изучения говорит о том, что как раз в нашем регионе в Беларуси топливо одно из самых дорогих, если его сопоставить со средней заработной платой белоруса и наших соседей. А откуда еще население берет деньги на топливо как не из располагаемого личного бюджета?

Не корректно заявлять о необходимости выравнивания стоимости каких-либо продуктов с соседней страной, так как у разных стран разная социально-экономическая ситуация.

Да, и опять же.

Почему этот аргумент не звучал, когда топливо в России несколько лет назад было дешевле нашего на почти 20 процентов?

4. Непонятные аргументы.

Перечитывая статью «Сложный пасьянс», мы так и не смогли понять несколько ее положений.

Например, каким образом необходимость внедрения автоматизированных логистических систем для перевозчиков должна спонсироваться из кармана простых граждан за счет повышения стоимости топлива?

Если нужны деньги на развитие, то для этого есть специальные учреждения – банки, которые смотрят насколько будет эффективным вложение и кредитуют организации, предложившие реальные и работающие проекты.

Также не понятно откуда сделан вывод о превалировании в Беларуси автопарка с «прожорливыми» машинами по отношению к малолитражкам.

Опять же для таких выводов нужна статистика, а кроме того, малолитражный автомобиль не есть показатель экономичности. Более правильно вести речь о более современных, экологичных и высокотехнологичных двигателях, которые и дают экономию в топливе.

За кадром

Когда сейчас поднимается вопрос о необходимости повышения цен на топливо, нужно учитывать две тенденции, которые имеют место в сфере личных финансов наших граждан.

Первая из них – это превышение продаж населением валюты в банках над ее покупкой, а вторая – это сокращение валютных депозитов населения.

Эти тенденции говорят, что в целом белорусы сейчас «спонсируют» свою жизнь, исходя из запасов финансовых ресурсов прошлых лет. То есть попросту «проедают» ранее накопленные сбережения.

Ну и как это отразиться на благосостоянии граждан еще и с повышением на более 20 процентов цен на топливо?

Узкоотраслевая позиция или вся экономика в целом?

Позиция концерна «Белнефтехим» проста и понятна в этом случае.

Повышение цен на моторное топливо повысит финансовые результаты как нефтеперерабатывающих предприятий, так и сети АЗС «Белоруснефть», которые входят в состав самого концерна.

Однако последствия этого повышения повлияют на куда более глобальные процессы как в белорусской экономике, так и в нашем обществе.

Мы не будем говорить об инфляции и увеличении себестоимости продукции, а также и цен вслед за этим. Такие последствия понятны всем.

Национальный Банк снижает ставку рефинансирования, банки снижают стоимость кредитных ресурсов, Белстат говорит о рекордно низком уровне инфляции.

В связи с этим заявления концерна «Белнефтехим» просто идут в разрез с политикой монетарных властей, а также противоречат тенденциям социально-экономического состояния нашей экономики.

Не получается ли у нас так, что, защищая отраслевые интересы, у нас часто не видят их последствий для единого организма экономики в целом. Лебедь, щука и рак?

И мы также не будет говорить о социальных последствиях большого повышения цен на нефтепродукты. Как относится к этому население тоже понятно – это никого не радует. В не так далекой практике нашего государства уже были такие примеры.

Может настала пора и здесь отпустить государственное регулирования и цены?

Свободное формирование цен на топливо на основе законов рыночной экономики, при действительно свободной конкуренции и при наличии сильного антимонопольного органа снимет все вопросы, которые поднимаются в нашем обществе сейчас.

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon