Новая тактика «Белнефтехима» в повышении цен на топливо?

Zaprauka.by

12 / 01 / 2018 10:31
0 комментариев
Должен ли бензин стоить больше дизельного топлива или как изменяется риторика при желании повысить цены

ЭКОЛОГИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Долгое время в нашей стране дизельное топливо стоило дешевле бензина. Но в конце 2011 года цены на дизельное топливо были подняты выше АИ-95 и с тех пор данная тенденция устойчиво сохраняется на белорусских АЗС.

В большинстве государств дизельное топливо дешевле бензинов. Это обуславливается тем, что «солярка» относится к так называемым средним дистиллятам при перегонке нефти и является более тяжелой фракцией по сравнению с бензинами. Соответственно, и стоимость ее ниже бензинов, как, например, стоимость мазута (является топливом для морского транспорта) ниже стоимости уже дизельного топлива.

Но существует и ряд государств, где дизель стоит немного дороже бензинов. В принципе, ценовая политика на моторное топливо – это внутреннее дело самого государства, лишь бы она была последовательной и обоснованной.

Для белорусской нефтяной отрасли выгодна высокая стоимость дизельного топлива, так как в структуре продаж и потребления нефтепродуктов в Беларуси дизельное топливо занимает почти 75 процентов. Соответственно, больше цены – больше прибыли для производителей и продавцов.

Тогда само повышение и высокие цены на дизельное топливо концерн «Белнефтехим» объяснял «заботой об экологии».

В частности, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» в ответе на вопрос почему стоимость дизельного топлива больше стоимости бензинов говорил:

«Более 70 процентов валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух производит транспорт, прежде всего – работающий на дизельном топливе. С учетом внимания к экологическим вопросам в Республике Беларусь сохраняется незначительное превышение цены дизельного топлива над ценой бензина» (цитата по пресс-релизу концерна «Белнефтехим»).

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Прошлый 2017 год был отмечен рядом интересных тенденций на белорусском рынке моторного топлива.

Первая из них – это так называемая «копеечная» тактика «Белнефтехима» в повышении цен на топливо. Понятно, что население будет негативно воспринимать, когда растут цены на АЗС, тут приятного мало. Тем более, имея опыт резкого повышения цен, когда прошли акции «Стоп-бензин», нужно было как-то «гасить» возникающую социальную напряженность.

И вот придумали. Ну кто пойдет выступать из-за копейки? Это же спешно и мелковато. Побурчат и смиряться. Расчет, действительно, верный. Но вот таких «копеечных» разов оказалось за год семь, что привело к итоговому увеличению стоимости бензинов на более 7 процентов, а дизельного топлива – почти на 5 процентов. При этом в 2017 году инфляция составила 4,6 процентов. То есть цены на топливо росли быстрее, чем на иные товары.

Второе важное событие произошло в конце октября 2017 года, когда впервые цены были повышены только на бензин. Тем самым в ряды автомобилистов был внесен своеобразный «раскол». «Дизелистов» не тронули, им смысла протестовать нет, а проблемы «бензов» - это проблемы «бензов», если перефразировать известное выражение.

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Все бы ничего, но по информации «Белрынка» в правительстве сейчас обсуждается вопрос о повышении цен в начале 2018 года опять на бензины, потому что согласно информации собеседника «Белрынка»: «Бензин в Беларуси должен стоить не меньше, чем дизтопливо, – аналогично, как и в других странах» (цитата и информация по «Белрынок»).

Ничего не находите противоречивого?

Мы не будем оспаривать то, что на самом деле стран, где дизельное топливо дороже бензина, на самом деле очень мало, тут интересен более важный момент. Когда нужно повышать цены на дизельное топливо, нам говорят об экологии. Понятно, что ни в какие экологические фонды полученная дополнительная прибыль не перечислялась, а только увеличила рентабельность производства и продаж нефтяной отрасли.

А когда нужно повысить цены на бензин, то про экологию мы уже должны забыть, но запомнить, что во всем мире якобы цены на бензин и дизельное топливо одинаковые.

Есть такой закон Мэрфи о научных исследованиях: «В защиту своей теории можно привести сколько угодно фактов, а если факты не укладываются в теорию – от них избавляются».

Видно у нас хорошо освоили этот постулат, когда просто хочется повысить цены на бензин или дизель. Просто хочется повысить…

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon