Результаты повышения цен на топливо: а оно того стоило?!

Zaprauka.by

01 / 05 / 2018 00:46
0 комментариев
Что в итоге дало так называемое «выравнивание» цен белорусских АЗС с уровнем российского рынка для нашей страны

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА

Ну что ж, уже наступил месяц май, и давайте посмотрим достигнуты ли поставленные ранее задачи.

Прошло не так много времени, а получается, что мы уже живем в новой реальности: если раньше чиновники высокого уровня говорили о том, что цены российского рынка выше белорусских розничных цен на 7 – 11 процентов и даже больше, то сейчас мы впереди на 2-3 процента. Хотя первоначально шла речь только о «приведении к паритету».

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО БЫЛО

Вообще, сама идея формировать свои цены по уровню сопредельного государства, причем исключительно по одной группе товаров, не имеет никакого реального ни логического, ни экономического объяснения. Жить нужно в своей стране, ориентируясь на собственные условия социально-экономической реальности, а не «тянуть» себе цены совершенно из иной экономики.

Но почему была выбрана такая позиция?

Единственный ответ, который как-то объясняет все это, заключается в том, что таким образом нам решили установить постепенно более высокое подорожание нашего любимого бензина и дизеля.

Ведь ни для кого не секрет, что цены на российском рынке моторного топлива постоянно росли в последнее время из-за осуществляемого правительством России так называемого «налогового маневра», то есть замену экспортных пошлин на налог на добычу нефти, что также определяет и повышение стоимости сырья для внутреннего рынка.

Кроме того, на рынке Российской Федерации крупные нефтяные компании путем спекулятивных действий и манипуляций на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже уже длительное время повышают цены оптового сегмента и искусственно создают якобы дефицит топлива. С этими явлениями активно сражается Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Но это тоже влияет и на ценовую ситуацию в розничном сегменте продаж моторного топлива в России. И, естественно, только в сторону повышения.

Все это прекрасно видели и знали и в концерне «Белнефтехим».

Поэтому, когда официально была объявлена линия на привязку цен белорусского розничного рынка АЗС к российскому, читай: это звучало между строк так «рост цен на топливо в соответствии с динамикой в России».

А СТОИЛА ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?

Давайте вместе разберемся в этом. И поможет нам тут компетентный человек – заместитель генерального директора «Белоруснефти» С. Каморников, который недавно дал интервью изданию «Белрынок» на рассматриваемую нами тему.

Господин Каморников обозначил две важные вещи в своем интервью. Первое – он отметил сокращение продаж моторного топлива на внутреннем рынке уже в марте. А второе – дал ориентировочную оценку уровня сокращения спроса на внутреннем рынке в случае выравнивания цен нашего и российского рынка: «Это, навскидку, – около 10% розничного рынка. Если сравняемся по ценам, то падение спроса мы почувствуем» (цитата – по «Белрынку»).

На момент выхода интервью (20 апреля 2018 года) цены внутреннего рынка Беларуси на моторное топливо уже были выше российских. И это С. Каморников, как информированный специалист и руководитель направления розничных продаж «Белоруснефти», должен был хорошо знать.

Например, мы писали об этом 14 апреля. А сама тенденция уже четко прослеживалась с конца марта – начала апреля. Выходит, что уже весь апрель мы опережаем нашего восточного соседа.

А это, опять же, согласно словам господина Каморникова, влияет на «транзитный и приграничный сегменты рынка». То есть, водители, следующие на Запад через нашу страну, максимально заправляются в России, а жители приграничных районов Беларуси начинают ездить на российские АЗС за топливом по аналогии как к нам ездят прибалтийцы и поляки.

Ну и кого мы в итоге наказали и кому помогли?!

БЕЛОРУССКИЙ ПАРАДОКС: ЦЕНЫ РАСТУТ, ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ ПАДАЮТ

А теперь займемся самым интересным: подсчитаем чего это стоило стране повысить цены и «выровняться» с российским рынком?

У нас есть две важные цифры. Первая – это объемы падения реализации на внутреннем рынке (мы принимаем здесь на веру данные господина Каморникова, так как он же профессионал и разбирается в том, что говорит, и знает действительную картину последствий). Вторая цифра – это уровень роста цен на топливо с начала года, когда цены белорусского рынка были ниже российских, и имело место увеличение продаж топлива. Рост цен на моторное топливо за этот год у нас составил в среднем по состоянию на 1 мая – 5,89 процентов.

Таким образом, проведя несложные расчеты мы получим, что выручка от реализации на внутреннем рынке в таком случае сокращается на 4,7 процента [(1 – (0,9 х 1,0589) х 100%))]. Сокращается выручка – падает прибыль, так как себестоимость же не уменьшается.

Ну и как Вам такое «повышение»?

Попытаемся принципиально оценить падение объемов реализации топлива на внутреннем рынке в денежном выражении.

Ежегодно в Беларуси через сети АЗС реализуется около 2,5 млн. тонн топлива. То есть, среднем в месяц – 208,3 тыс. тонн, соответственно. А теперь считаем месячную выручку от реализации до повышения и с тех пор, как наши цены превысили российские.

Таким образом, ориентировочные ежемесячные потери внутреннего рынка нашей страны от того, что наши цены на АЗС стали больше российских, составляют примерно 15,7 млн. рублей. Цены выросли - потребление упало. Классика.

ЛОГИЧНЫЙ ВОПРОС

После всего этого любой здравомыслящий человек задаст один единственный вопрос: зачем нужно было такое повышение?

Но, простите, эту тему можно развить еще рядом вопросов тем, кто все это инициировал и делал:

неужели нельзя было спрогнозировать эту очевидную ситуацию?

неужели нельзя было просчитать ее последствия?

И все это только после повышения цен на чуть менее 6 процентов, а что было бы, если цены повысить на 23 процента «для компенсации потерь НПЗ» как заявлялось еще в январе 2018 года?

МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ

Конечно, это не детальный расчет. Он является упрощенным, не учитывает объемы топлива применительно по видам, сезонности его потребления и ряда иных факторов. Но сейчас дело не в подсчетах до последнего рубля. Наша задача показать именно саму тенденцию. Подставляйте в наши формулы любые цифры и получите лишь уточнение данных по снижению выручки от продаж.

Актуальные данные о ценах в российских регионах взяты с портала benzin-price.ru, который отслеживает динамику изменения цен на российском рынке. Цена рассчитана как среднее значение по каждому виду топлива для Брянской, Псковской и Смоленской областей.

Курс пересчёта российских рублей в белорусские – официальный курс RUR/BYN Национального Банка Республики Беларусь на 01.05.2018.

Цена «условного топлива» рассчитывалась как среднее между ценами на АИ-92, АИ-95 и ДТ, установленными прейскурантами концерна «Белнефтехим» № 3 «Розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС» от 27.10.2017 и от 13.04.2018, с добавлением действующего в Беларуси налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon