Нелегальные заправки: литовский опыт

enkorr.com.ua / Zaprauka.by

02 / 11 / 2018 07:00
0 комментариев
Общественный контроль в борьбе с некачественным топливом

Проблема борьбы с нелегальным рынком оборота топлива актуальна и для государства, и для самих автовладельцев. Если первое теряет часть налоговых доходов от поступлений в бюджет, то вторые рискуют после «привлекательной» заправки относительно дешевым бензином или дизелем не только просто не завестись, а иногда и попасть на дорогостоящий ремонт. И еще не известно кому больше будет нанесен ущерб, так как для личного бюджета простого автовладельца зачастую такие «удары» носят существенный характер.

При этом, нужно признать, что сами нелегальные заправки существуют и работают, наверное, практически во всех странах. Причина банальна и проста. И, говоря языком экономики, лежит в том, что спрос удовлетворяется встречным предложением. Желание автовладельца сэкономить на горючем обеспечивается тем, что кто-то может где-то такое топливо достать и предложить покупателю.

Вопрос заключается в только том, как работаю эти АЗС: или это украинская практика, когда такие заправки могут монтироваться как действующие стационарные объекты, которые потом закрывают в результате спецопераций налоговые и силовые органы, или же это гаражно-сарайное «творчество» индивидуальных граждан, желающих заработать.

Для Беларуси не секрет, что в приграничные европейские государства наше топливо активно возиться так называемыми «бензовозами», чему свидетельство – очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Понятно, что это топливо, вывозимое в баках и канистрах, потом используется не только для личных поездок, а часто сливается принимающим субъектами и идет для дальнейших продаж иным гражданам Европейского Союза, зачастую уже с изменением качества топлива.

А как борются с этим явлением в самой Литве?

Предлагаем вниманию наших читателей специальный материал об этом, который был представлен на международной нефтяной конференции в Киеве «PetroleumX» непосредственно самой литовской стороной.

Так, с 2013 года в Литве работает инициатива «Литва без тени».

Суть ее раскрывает глава иницитивы Кястутис Купшис, который обозначает, что целью этого проекта было заставить силовые ведомства включиться в борьбу с нелегалами. Для этого к решению проблемы было привлечено внимание общественности. Так, родилась «Карта теневой экономики Литвы», размещенная на специальном интернет-портале.

После кризиса 2012 года в Литве расцвела нелегальная торговля топливом. Челноки начали возить его из Беларуси, якобы для собственных нужд, и сбывать соседям по гаражам. Силовые ведомства бездействовали.

После первой пресс-конференции, на которой мы призвали жителей Литвы сообщать о фактах незаконной торговли, пришли сотни сообщений. В течение дня мы узнали о месторасположении 200 точек.

Если есть контроль снизу — сверху «крышевать» не могут. Благодаря вниманию СМИ проект получил большой резонанс, и силовые структуры были вынуждены включиться в работу. Чтобы подчеркнуть масштаб явления, к сайту мы «прикрутили» счетчик: он показывает, сколько налогов государственный бюджет недополучает от теневого сектора.

Дополнительное преимущество в том, что это межотраслевой проект. На общей карте точки по нелегальной продаже топлива, алкоголя и табака.

Кроме полезных сообщений приходят и сотни «шуточных», например, с предложением проверить, чем торгуют в Парламенте

Проект не рекламирует нелегалов. Приблизить и узнать точный адрес посетитель портала не может, информация передается исключительно силовикам.  

Интерес к проекту не падает, в том числе, и со стороны СМИ. Расходов на медиа-активность инициатива не несет.

Проект «Литва без тени» – бессрочный, и работает как открытый канал общественного контроля.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon