Из гаражей в люди

Евгений Скрыбка

29 / 01 / 2019 08:24
0 комментариев
Путь от одной АЗС к мировому оператору

Публикуем для Вашего прочтения интересный материал от "НефтеРынка", посвященный тому, как практически буквально "выходцы из гаража" сделали бизнес мирового масштаба. Возможно ли такое у нас? Вопрос - риторический. Но порадоваться за людей ведь все-таки можно?

Британский топливный оператор Euro Garages Group 9 ноября объявил о планах выхода на рынок нефтепродуктов Австралии, заключив соглашение с Woolworths Group о покупке сети из 540 АЗС Woolworths Petrol за A$1,725 млрд австралийских долларов (порядка $1,2 млрд в американской валюте). Подразделение Woolworths Petrol управляет общенациональной сетью АЗС и дает работу приблизительно 4 тыс. человек. По результатам финансового года, закончившегося 30 июня 2018 года, продажи сети составили 3,6 млрд литров топлива на сумму A$4,8 млрд (около USD $3,5 млрд).

В рамках сделки EG Group и Woolworths заключили 15-летний коммерческий альянс, в рамках которого в сети АЗС и после смены владельца будет действовать программа лояльности Woolworths, а также будет сохранен оптовый поставщик топлива. Что важно, EG Group согласилась продолжать традицию Woolworths и предоставлять по всей сети скидку на топливо в размере 4 центов. Кроме того, Woolworths Group подпишет с новым владельцем контракт на поставку продуктов в магазины при АЗС.

Все вышеперечисленные пункты являются крайне важными не только для самой Woolworths, но и для антимонопольных органов Австралии. Компания Woolworths уже давно пытается продать свой топливный бизнес и сосредоточиться на развитии сети супермаркетов. В 2017 году Woolworths договорилась о продаже своих АЗС компании BP, однако в декабре 2017 года сделку заблокировал австралийский антимонопольный орган (Australian Competition and Consumer Commission). В антимонопольной комиссии заявили, что в результате продажи заправок BP австралийский рынок ожидает снижения уровня конкуренции и, соответственно, рост цен на топливо. К такому выводу антимонопольщики пришли, проанализировав динамику изменения цен на топливо в сетях Woolworths и ВР. Оказалось, что нефтяная компания обычно снижает цены позже, чем конкуренты, и на меньшую величину. В то же время сети АЗС супермаркетов гораздо быстрее реагируют на снижение оптовых цен и переносят его в розницу. ВР так и не смогла достигнуть соглашения, которое удовлетворило бы антимонопольные органы, и в итоге в июне этого года сообщила об отмене сделки.

Если австралийский антимонопольный комитет одобрит сделку, ее планируют закрыть в начале 2019 года. Это сделает EG Group крупнейшим независимым оператором АЗС в мире, говорится в сообщении компании. Она будет владеть и управлять приблизительно 5250 АЗС в Великобритании, на материковой Европе, в США и Австралии.

История Euro Garages уникальна в своем роде. Компанию в 2001 году основали братья Мохсин и Зубер Исса, родившиеся в Блекберне в семье иммигрантов из Индии. Они начинали как простые наемные рабочие на одной из АЗС. Спустя несколько лет они за £150 тыс. купили у ВР свою первую АЗС, которая находилась в городке Бери, неподалеку от Манчестера. Спустя 15 лет их компания Euro Garages стала крупнейшим независимым оператором АЗС в Европе, а братья Исса – миллиардерами. Однако на этом они не остановились и начали покупать активы в США, а теперь намерены выйти и на австралийский рынок.

Как рассказывали братья в интервью британским СМИ, их отец, приехавший в Англию в 1960-е годы, купил АЗС, на которой братья Исса проводили много свободного от школы времени. «Мы были уверены, что сможем сделать АЗС более прибыльными, чем кто-либо другой», – цитирует Мохсина Иссу издание Real Business. По словам Иссы, они сравнивали показатели деятельности на своей первой АЗС с теми, когда станция принадлежала ВР, и обнаружили, что у ВР были слабые продажи магазинов. Через некоторое время братья взяли кредит и купили еще три АЗС. Все станции под управлением братьев Исса приносили хорошую прибыль, и вскоре они смогли привлечь финансирование под дальнейшие приобретения.

Братья Исса считают, что секрет их успеха – в развитии нетопливного предложения. Зубер Исса, который отвечал за стратегию и развитие компании, смог привлечь на АЗС под управлением Euro Garages такие известные сети ресторанов и кофеен, как Greggs, Starbucks, Burger King и Subway. Узнаваемые бренды помогли серьезно укрепить позиции АЗС Euro Garages, в том числе улучшить продажи топлива. Это остается характерной чертой деятельности компании: она покупает АЗС с самыми низкими продажами топлива по стране и делает из них успешные комплексы с широким предложением фаст-фуда.

Как говорится в докладе Forecourt Property Market Update фирмы Barber Wadlow, по состоянию на конец 2017 года сеть Euro Garages в Великобритании насчитывала 360 АЗС, увеличившись за год на 19 станций. В последние годы компания замедлила темпы развития в Великобритании, однако сильно расширила свое присутствие за границей.

Так, в октябре 2016 года произошло слияние Euro Garages с нидерландской EFR Group, владеющей приблизительно 1,1 тыс. АЗС и "удобных” магазинов во Франции, Бельгии, Нидерландах. Объединенная компания впоследствии получила название EG Group. В 2017 году EG Group купила около 1,2 тыс. АЗС Esso в Италии и порядка 1 тыс. АЗС Esso в Германии. Обе сделки были закрыты в текущем году. По информации Reuters, для этого компания привлекла кредиты в размере £620 млн и €914 млн.

В 2018 году EG Group продолжала активно скупать как АЗС, так и рестораны и мини-маркеты в разных уголках мира. Сначала компания вышла на рынок США. В феврале EG Group объявила о покупке сети Kroger Co. из 762 мини-маркетов, часть которых расположена при АЗС. Сделка была закрыта в апреле, ее сумма составила $2,15 млрд. В сентябре EG Group сообщила о расширении присутствия в США за счет покупки за $305 млн сети из 225 АЗС и удобных магазинов под брендом Minit Mart. Таким образом, компании удалось довести количество своих точек продаж в США до порядка 1 тыс. единиц.

Параллельно EG Group продолжает укреплять позиции на европейских рынках. В апреле компания закрыла сделку по приобретению 97 АЗС Esso в Нидерландах, доведя свою сеть в стране до 595 станций.

Отметим, что EG Group не занимается развитием собственных узнаваемых брендов, управляя АЗС под вывесками известных нефтяных компаний. Как говорят в EG Group, у них просто получается делать это лучше, чем у крупных нефтяных компаний. В то же время компания имеет соглашения с нефтяными мейджорами о поставках топлива, использовании их программ лояльности и так далее. Например, как сообщала в феврале PetrolPlaza, EG Group решила ребрендировать свои АЗС в странах Бенилюкс. Так, 650 АЗС под брендами Texaco и Firezone поменяют вывеску на Esso, что является следствием стратегического партнерства с ExxonMobil. Нефтяная компания, видимо, решила сосредоточиться на добыче углеводородов и производстве топлива, а свой розничный бизнес в Европе постепенно перепродает EG Group. Помимо Esso, компания продает топливо под брендами BP, Shell и Texaco.

Отличительная черта EG Group – она не боится инвестировать. Каждый раз, когда компания делает новое приобретение, братья Исса заявляют о готовности вкладывать деньги в обновление станций. В некоторые из них вкладывается по £2,5 млн. Секрет успеха EG Group состоит именно в том, что компания превращает унылые АЗС с минимальными проливами в комплексы с кафе, пекарнями, ресторанами и так далее, причем работает только с раскрученными брендами. Например, в октябре компания открыла обновленную станцию ВР в Блекберне. Согласно сообщению Euro Garages, на ней работают мини-маркет Spar, ресторан Subway, пекарня Greggs, кофейня Starbucks, а также KFC drive. Эта станция является частью более крупного проекта – комплекса под названием Frontier Park, где будет находиться отель, залы для конференций и банкетов, а также другие коммерческие помещения. Бюджет данного проекта составляет £100 млн. В этом и кроется успех братьев Исса. По их словам, они стараются дать клиенту больше, чем он может ожидать от АЗК.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon