До коли в Беларуси будет дорожать бензин?

Zaprauka.by

03 / 04 / 2019 12:03
0 комментариев
Отвечаем на животрепещущий вопрос

Говорят, что со многим можно смириться. Вот и мы тихо ужились и смирились, что уже второй год чуть ли не каждую неделю на выходные у нас «копейка на топливе». Нет, цены растут в Беларуси на все: табак, продукты питания, услуги. Однако, даже в отчетах Белстата именно рост цен на бензин и дизельное топливо обозначается как одна из ведущих позиций, превышающая официальные цифры роста цен на потребительские товары в стране и официальную инфляцию.

Поэтому логичным образом становится и вопрос: где пределы этого опережающего роста стоимости топлива? Или, как говорят белорусы в сельской глубинке: «Да колi?».

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЦЕНА НА ТОПЛИВО В БЕЛАРУСИ

О, это большой секрет. Вернее, не столько секрет в части статей себестоимости, так как все равно у нас квази-плановая экономика, где господствует затратно-калькуляционный метод: стоимость сырья, затраты на производство, налоги, торговые надбавки в оптовом и розничных сегментах с установленными нормами прибыли.

Непосредственную «тайну» представляет именно сколько составляет заработок при продажах моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси. Профильные чиновники на протяжении всего прошлого года старались заверить в «убыточности» продаж топлива белорусским водителям через АЗС. Однако, никаких конкретных цифр, например, насколько это якобы убыточно общественность не получала ни от кого до сих пор.

В отсутствии такой информации мы несколько напряглись и сами посчитали себестоимость производства белорусского бензина и дизеля по состоянию на третий квартал 2018 года (ознакомиться с результатами можно здесь). И пришли к выводу, что не все так плохо в нашем «датском королевстве», когда нефтепродукты отгружают на нужды внутреннего рынка: при расчетной себестоимости белорусских бензинов на уровне 0,61 рубля за один литр и ДТ – 0,68 рублей/литр и ценой реализации нефтепродуктов на АЗС есть куда «вставить» должный уровень дохода. При этом мы также наблюдаем, что основной сегмент этих доходов смещен именно в сферу производства и оптовой торговли.

По мере появления годовых статистических данных мы все пересчитаем за полный 2018 год.

«ЗАГАДОЧНЫЙ» МЕХАНИЗМ

Год назад концерн «Белнефтехим» заявил о выработке некого нового подхода и механизма формирования цен на моторное топливо в нашей стране, который обеспчит возможность корректировки цен на нефтепродукты в сторону и повышения, и понижения в зависимости от ситуации на нефтяном рынке.

О нем впоследствии говорили многие высокопоставленные лица нефтяной отрасли нашей страны: этот механизм то уже был выработан, то разрабатывался, но так и не был предъявлен на обозрение, чтобы понимать: что это такое.

Однако несколько дней назад заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов дал интервью информационному агентству БелТА, где в заголовке четко указано, что «сегодня нет причин корректировать механизм изменения цен на топливо».

Таким образом, выходит, что механизм все-такие есть и функционирует. Но действительность показывает, что этот механизм есть субботне-воскресные подорожания на копейку и ничего более. Тут не стоит даже принимать во внимание, что два или три раза за 2018-2019 года мы имели некоторое время и копеечное снижение, так как тренд повышения в количестве более 30 раз (!) все это снивелировал.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА НА БЕЛОРУССКИХ АЗС

Когда идет речь о том, что же все-таки «сидит» в цене нашего топлива, нам абсолютно правильно объясняют, что это стоимость нефти, курсовые разницы американского доллара к белорусскому рублю и налоговая составляющая.

А теперь давайте посмотрим, как в абсолютном выражении росли стоимости топлива на белорусских АЗС, нефти, курсов USD/BYN и налогов. Для возможности сравнения мы переведем все в доллары США, так как нефть покупается нашей страной именной в данной валюте.

Таким образом, мы видим, что все указанные факторы, конечно, влияют на стоимость нашего бензина и дизеля, но не так, чтобы единственным образом. Цена нефти выросла, но незначительно (не забываем, что ее доля в стоимости топлива не превышает коэффициента 0,4), доллар тоже рос, акцизы снизились (!!!) (НДС не считаем – это относительная величина).

А вот рост цен на заправках «перещеголял» все темпы роста и причем существенно. Соответственно, как ни крути, но мы имеем четкую тенденцию опережающего роста цен на моторное топливо по сравнению со статьями, формирующими его себестоимость. А это значит, что доходность при продажах на внутренне рынке только увеличивается.

ГДЕ ПРЕДЕЛЫ?

Вот тут мы начинаем гадать на кофейной гуще: открытого и понятного рыночного механизма ценообразования на топливо у нас нет, прямо соотносимой зависимости от стоимости нефти, роста курса доллара США, динамики налоговой нагрузки – тоже, ничего внятного и понятного относительно ценовой динамики нам также не говорят, поэтому постараемся найти эти индикативы сами.

А их было несколько. Так, в январе 2018 года так еще заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков обозначил, что для компенсации роста цен на нефть нужно поднять цены на топливо на 23 процента, а уже в мае 2018 года тогда еще председатель концерна Игорь Ляшенко тоже называл магическую цифру – 24 процента.

Оцениваем результаты «копеечного» повышения за период января 2018– апреля 2019 гг.

Как видно, поставленные в 2018 году ориентиры достигнуты.

Теперь немного вернемся в прошлое и вспомним 2014 год. Тогда АИ-92 был выбран в качестве индикативного вида топлива, и его цена была привязана к курсу доллара США в соотношении 1 литр = 1 доллар США.

С учетом приведенных выше цифр роста и используемого для этого подхода, мы полагаем, что такая задача, если не реанимирована, то, по крайней мере, держится где-то в уме.

Косвенным тому подтверждением является позиция, высказанная Владимиром Сизовым во все том же интервью БелТА:

«В целом по итогам прошлого года, несмотря на увеличение цен на моторное топливо, его потребление выросло на порядка 10%, и это объяснимо, мы видим по статистике, что покупается больше новых автомобилей, автомобилистов становится больше. С начала этого года потребление топлива остается на стабильном уровне. Цены на моторное топливо на АЗС остаются в Беларуси самыми низкими среди стран-соседей, исключение - Россия, но и с российскими ценами разница всего 3-7%».

То есть представитель государственного регулятора не видит перспективы падения потребления топлива от роста на него цены и не беспокоится по этому вопросу.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК И РОССИЙСКИЙ ФАКТОР

В прошлом году у нас выравнивали-выравнивали цены на топливо с российским рынком, когда в начале года они у нас были ниже, да и выровняли так, что мы оказались впереди россиян. После этого тут же позабыли о необходимости «корреляции» и наш бензин стоит теперь дороже российского.

Данные приведены в отношении цен на топливо в Смоленской области по состоянию на начало апреля. Необходимо отметить, что цены псковского и брянского регионов традиционно еще немного ниже.

Как видно, уровень стоимости российского топлива сейчас несколько ниже, по сравнению с данными, которые озвучивал Владимир Сизов, но тем не менее, нужно отметить, что фактор российского рынка все равно учитывается.

КАКОЙ ИТОГ?

То, что в результате имеющейся в нашей стране экономической ситуации цены на топливо будут расти – в этом не сомневается никто, так как мы имеем уже годами подтверждённый тренд.

А вот основными факторами, которые будут определять этот рост и его уровень будут не столько нефть, курс доллара США и налоги сколько реакция населения на «копейку в плюс на каждые выходные» и ситуация с ценами на российском рынке, мимо которых никак не пройдешь.

Белорусы привыкли и «бурчат» против копеечного подорожания только на форумах и в социальных сетях, возможно – на кухнях. Какой-то реакции гражданского общества на это явление в нашей общественной и экономической жизни не было. А это значит, что тактика работает. Пока, по крайней мере.

Резкого подорожания не предвидится. Это подтверждают и сами заявления «Белнефтехима», который придумал специальное обозначение продолжающемуся уже второй год процессу ползучего повышения цен на топливо: «политика сдержанности в области цен на автомобильное топливо». И еще живой памятью на спонтанную реакцию минчан в виде акции «Стоп-Бензин» летом 2011 года.

Но также какой-бы индикатив цены не ставился для топлива у нас: один доллар США или один евро, – стоимость белорусского топлива на АЗС не может сильно превышать уровень российского рынка. В противном случае, тогда у нас в действительности серьезно обеспокоятся падением реализации топлива на внутреннем рынке.

Сейчас «на руку» процессу повышения в нашей стране играют «разборки» между российскими ВИНКами и независимыми участниками топливного рынка этой страны, а также частично проводимый там налоговый маневр. Все это влияет на рост цен на российских АЗС, в фарватере которого идем и мы. Однако, правительство Российской Федерации худо-бедно не все-таки борется с ростом топливных цен и вырабатывает (и имеет) для этого ряд механизмов.

А с учетом уровня доходов россиян, недовольства населения и состояния российской экономики европейских цен на топливо в России в ближайшее будущее не предвидится. Это и оставляет надежду, что дно для, которое не сможет пробить цена белорусского топлива на АЗС все-таки существует и пресловутого доллара за литр так и не случится.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon