Автоматизация на АЗС: магазины без персонала

Евгений Скрыбка

07 / 07 / 2019 06:18
0 комментариев
Розничные операторы все активнее ищут способы отказаться от классических касс в мини-маркетах

Как пишет журнал "Современная АЗС", испанская сеть АЗС Repsol в июне запустила новый способ оплаты Way&Go, позволяющий клиентам сканировать и оплачивать покупки через мобильный телефон, без необходимости стоять в очереди у кассы. Финская Neste тестирует АЗС с магазином без персонала и роботизированной рукой-заправщиком. Shell ранее экспериментировала со стартапом BingoBox, у которого уже порядка 400 автоматических мини-маркетов в Китае, а также с решением от IBM. Самыми же продвинутыми магазинами, где смартфон заменяет кассу, остается Amazon Go. Правда, в прошлом месяце из-за критики о дискриминации Amazon начал принимать наличные…

В секторе розничной торговли все больше экспериментируют с автоматизацией, в том числе на АЗС. Для Европы, где так называемые «холодные» АЗС существуют давно, самообслуживание – не новинка. Водители уже не одно десятилетие покупают топливо и платят за него прямо на ТРК с помощью банковской карты, а теперь – мобильного телефона. Но внедрение полного самообслуживания в мини-маркетах – это совсем другая история, которая только начинается. Пока такие проекты реализуются отдельными компаниями и в конкретных местах.

Например, испанская Repsol запустила новый способ оплаты Way&Go, позволяющий клиентам оплачивать покупки через мобильный телефон, без необходимости стоять в очереди у кассы, сообщила компания 12 июня на своем сайте. Для того чтобы сделать покупку, клиент берет с полок товары и сканирует штрих-коды на упаковках. Потом подходит к кассе самообслуживания и сканирует еще один код, позволяющий оплатить продукты через приложение Waylet. Как говорят в компании, такая схема позволяет избежать очередей и сокращает время, необходимое для осуществления покупок. 

Новый способ оплаты сейчас доступен лишь на одной АЗС Repsol, находящейся на улице Альберто Агилера в Мадриде. Однако компания надеется распространить его на остальную часть своей сети в Испании после успешного периода тестирования. 

Приложение Waylet, с помощью которого работает сервис Way&Go, было запущено в Испании в середине 2017 года. Оно позволяет расплачиваться при помощи мобильного телефона за покупки на всех АЗС Repsol и в универсальных магазинах El Corte Inglés, однако не избавляет от необходимости взаимодействовать с персоналом, а значит – стоять в очереди у кассы. По этой причине Way&Go является шагом вперед для Repsol. Как утверждают в компании, система пока не имеет аналогов во всем испанском секторе розничной торговли. 

В Испании в настоящее время насчитывается более 1 млн пользователей Waylet. Приложение имеет свои преимущества, в том числе позволяет накапливать бонусы, дает право на специальные скидки и акционные предложения. Расплатиться за покупки с его помощью можно на всех АЗС сети Repsol, которая насчитывает 3,5 тыс. станций. 

Repsol совместно с El Corte Inglés строят, как заявляют в этих компаниях, самую большую в Испании сеть магазинов в формате convenience, открывая на АЗС Repsol мини-маркеты под брендом «Supercor Stop&Go». В настоящее время под этой вывеской работает уже более 150 магазинов, а к концу 2019 года их количество должно возрасти до 200. 

Многие игроки розничного рынка тестируют технологические решения, которые позволят дать клиентам то, к чему они стремятся, – возможность приобрести необходимые товары, потратив как можно меньше времени. А возможность обойтись без персонала является двойным плюсом. Во-первых, сокращается зарплатный фонд. Во-вторых, клиенты избегают очередей у кассы. Однако сложность заключается в том, чтобы найти не слишком дорогостоящее и в то же время удобное решение, которое позволит перейти на самообслуживание не только на ТРК, но и в магазинах при АЗС. 

Amazon Go 

Самым технологически продвинутым на сегодняшний день магазином самообслуживания является Amazon Go, открывшийся для посетителей 22 января 2018 года – через год после того, как компания опубликовала видеопрезентацию магазина и сообщила, что он работает в тестовом режиме. В течение года покупать товары в нем могли только сотрудники Amazon. Делать покупки в Amazon Go действительно просто: необходимо установить на смартфон специальное приложение и создать аккаунт, привязанный к банковской карте. На входе в магазин клиент прикладывает смартфон к датчику, оповещая систему, что он пришел за покупками. Все остальное происходит автоматически. Amazon использует различные датчики и специальное программное обеспечение, чтобы отслеживать, какие товары покупатель берет с полок. После того, как клиент взял все, что хотел, он просто выходит из магазина, а с его счета автоматически списываются средства. Чек приходит на электронную почту сразу после выхода из магазина.

Как рассказывают посетители, весь потолок магазина Amazon Go напичкан сенсорами. Кроме того, их очень много по всему магазину – они направлены как на покупателей, так и на полки с товаром. Все это обеспечивает безошибочную работу по определению набора продуктов, которые взял конкретный человек. Такая сложная и, вероятно, дорогостоящая система делает магазин по-настоящему удобным для покупателей. Можно сказать, что в таком виде формат convenience store на все 100% соответствует своему названию. Только вот вопрос стоимости и целесообразности массового внедрения этой системы пока остается открытым.

В Amazon Go думали о возможности открытия порядка 3 тыс. магазинов до 2021 года. Однако сейчас их меньше десяти. При этом несколько американских городов – Сан-Франциско, Филадельфия и Нью-Джерси – запретили магазины, где нельзя расплатиться наличными, считая это дискриминацией малоимущих. В итоге в мае компания открыла в Нью-Йорке свой первый магазин, где принимают наличные. Чтобы расплатиться наличными, нужно предупредить сотрудника, который запускает таких клиентов в магазин и обслуживает их вручную, как в обычном супермаркете. Хотя все эксперты верят, что в будущем все мини-маркеты будут работать как Amazon Go, некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными. В частности, Amazon пока не продает товары на вес и не может окончательно избавиться от персонала. 

Shell и IBM 

Сама по себе идея мини-маркета без персонала очень привлекательна для операторов АЗС, и многие работают над ее реализацией. Например, Shell пытается создать технологию, которая позволит ускорить процесс самообслуживания, совместно с корпорацией IBM. В начале прошлого года на одной из своих станций в Великобритании компания тестировала стойку самообслуживания, которая считывает все товары в корзине одновременно. Как заявляли в Shell, это технологическое решение способно в разы ускорить процесс оплаты товаров. При этом оно не такое сложное, как система Amazon Go и, вероятно, его легче реализовать. Работает оно следующим образом: клиент размещает пакет с покупками на стойке, а RFID-датчики мгновенно выводят на экран список продуктов и их общую стоимость. Затем клиент подносит мобильный телефон к устройству для считывания (ридеру) и оплачивают покупки через мобильное приложение. 

IBM в этом решении использовала технологию RFID, которая позволяет идентифицировать объект посредством радиосигналов. Использование RFID также означает, что система может в режиме реального времени отслеживать наличие остатков продукции и, соответственно, автоматически делать заявки на поставку новых партий товаров, которые заканчиваются. 

Казалось бы, технология очень простая и удобная. Однако для того, чтобы она заработала на полную, бирки необходимо наклеивать на все товары на стадии производства или упаковки, говорят в Shell. При этом в компании считают, что делать это в магазине будет очень неудобно и, видимо, потребует значительных затрат времени. Соответственно, нужно договариваться об этом с поставщиками заранее. В Shell рассчитывали начать внедрять это решение на своих АЗС в Великобритании еще прошлым летом, но после пилотного проекта никаких новостей на эту тему не поступало. 

Shell и BingoBox 

В сфере автоматических магазинов у Shell есть также опыт сотрудничества с китайским стартапом BingoBox. Причем это реализованный проект. Осенью прошлого года на одной из АЗС Shell в Куала-Лумпуре (Малайзия) открылся «удобный» магазин без персонала. Он брендирован как BingoBox, однако на нем присутствует традиционное название Shell Select, под которым работает большое количество мини-маркетов на АЗС Shell. 

Магазин BingoBox работает круглосуточно, и для его посещения не требуется наличных денег, а лишь мобильный телефон. Для того чтобы зайти в мини-маркет, нужно сначала установить приложение BingoBox и сканировать QR-код у входной двери, которая открывается автоматически. Когда посетитель берет товары с полок и выкладывает их у кассы, на экране появляется сумма и QR-код, отсканировав который, посетитель осуществляет покупку. Для платежей можно использовать обычные банковские карты, а также электронные кошельки, в частности Boost app. Для выхода из магазина клиент должен снова сканировать QR-код на двери, после чего она разблокируется. 

Магазины без персонала под брендом BingoBox довольно успешно работают в Китае. Первый из них был открыт в середине 2016 года, а сейчас сеть насчитывает порядка 400 мини-маркетов по всей стране. Основным преимуществом таких магазинов называют меньшие расходы на эксплуатацию при высоком уровне безопасности. Впрочем, новостей о расширении сотрудничества между Shell и BingoBox пока не поступало. 

Рука Neste 

Похожую на BingoBox концепцию автоматизированного мини-маркета разработали в финской компании Neste. В декабре прошлого года компания сообщила о запуске в эксплуатацию своей инновационной АЗС Neste Express, расположенной в Сильтамяки, недалеко от финской столицы. При АЗС есть магазин Neste Easy Deli, работающий без персонала. Он предлагает клиентам снэки, свежие продукты и товары для автомобиля, в частности жидкость для мытья стекол. Компания детально не описала схему работы автоматического магазина, но на распространенном ею видео видно, как женщина заходит в магазин, прикладывает карту к терминалу самообслуживания, берет товар из холодильника и напиток из кофейного автомата, после чего выходит. 

Впрочем, настоящей изюминкой АЗС является робот-заправщик. В Neste действительно создали роботизированную руку, которая заправляет автомобиль вместо человека. В опубликованном компанией видеоролике показано, как роботизированная рука идентифицирует бензобак, открывает его крышку и вставляет раздаточный пистолет. Для того чтобы заправиться, водителю не нужно даже выходить из автомобиля, отмечают в Neste. В компании подчеркивают, что это удобно для всех, но критически важно для людей с инвалидностью. 

Сообщалось также, что работу робота-заправщика тестировала специальная группа людей, а позже АЗС планировалось открыть для всех желающих. Правда, чтобы использовать новую систему, необходимо сначала установить на автомобиль чип, по которому робот сможет его идентифицировать. В частности, он получит информацию о марке автомобиля и рекомендуемом для него виде топлива. 

Мало у кого есть сомнения относительно того, что в обозримом будущем автоматизация в секторе розничных продаж станет нормальным явлением. Пока же участники рынка занимаются поиском оптимальных с технической точки зрения решений, которые устроят как клиентов, так и операторов АЗС и мини-маркетов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon