«Дорожный налог 2.0»: что с ним не так

Zaprauka.by

03 / 12 / 2019 14:12
0 комментариев
Официальная версия изменений в уплате «дорожного налога» несет в себе много вопросов

На днях министр финансов Республики Беларусь Максим Ермолович в своем интервью телеканалу СТВ сообщил о планируемых изменениях в уплате государственной пошлины на допуск транспортных средств к дорожному движению, так называемый у нас в народе «дорожный налог».

Основные нововведения следующие: придание этой плате неналогового характера, отвязка уплаты от прохождения транспортным средством технического осмотра, сокращение минимальных периодов оплаты (месяц против года), введение льгот для платежей на длительный период, а также ужесточение системы контроля за этими платежами.

При этом министр финансов четко дал понять, что ведомство считает альтернативный вариант уплаты «дорожного налога» через его включение в стоимость моторного топлива менее справедливой для граждан и более затратной, так как приведет к росту цен на топливо в размере более 10 копеек, а также к росту цен на продовольственные товары.

По сложившейся у нас практике, все это было сообщено общественности в порядке общего информирования и без предоставления каких-либо расчетов. А зря: тема очень злободневна, и граждане уже хотят не просто слов, а полного понимания из-за имеющихся в этом сборе реальных «косяков».

Давайте немного разберемся в очередной раз с поднятым вопросом.

ЧТО СРАЗУ ЖЕ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА?

Первое, что вызывает некоторое непонимание – это то, что министерство финансов вместо того, чтобы упростить процесс взимания так называемого «дорожного налога», выступает, в принципе, за сохранение действующего порядка с определенными его «апдейтами».

Говоря современным и популярным у нас IT-языком: что-то вроде «дорожный налог 2.0».

Вместе с тем, действующий порядок уплаты государственной пошлины за допуск к дорожному движению трудно назвать эффективным и справедливым в самой своей сути, что вызвало отказ определенной и большой категории водителей от прохождения технического осмотра и уплаты самой пошлины. По оценкам различных специалистов, примерно 30 процентов белорусских водителей не платят «дорожный налог».

А это уже о многом говорит, в том числе, что бюджет не получает запланированных доходов, что становится проблемой министерства финансов.

Так почему держимся за «старую модель» в основе?

Проблема в том, что действующий порядок уплаты «дорожного налога» предусматривает то, что в момент уплаты платежи поступают прямо и сразу в бюджет.

А, если «забить» эти платежи в цену топлива, то нужно будет назначать налогового агента по сбору и уплате данного сбора в бюджет, например, НПЗ или сети АЗС, как это имеет место сейчас с уплатой НДС и акцизов. Все это означает, что деньги в бюджет будут попадать не сразу, а через определенное время, когда предприятие их соберет, посчитает и отчитается: так минимальный отчетный период по налогам – это календарный месяц.

Соответственно, министерство финансов будет получать «дорожный налог» через топливо примерно спустя два месяца после продажи топлива. Это, естественно, не очень нравится ведомству, ведь расходы бюджета идут постоянно, а, как известно, «доллар сегодня – дороже, чем доллар завтра».

При этом министерство финансов, чтобы получать деньги напрямую, даже готово нести дополнительные сложности связанные с так называемым «администрированием» взимаемой государственной пошлины, то есть всех затрат (организационных и денежных) для того, чтобы получить в итоге этот платеж в бюджет напрямую и сразу.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ 10 КОПЕЕК В ПОДОРОЖАНИИ ТОПЛИВА?

Так как никаких расчетов со стороны министерства финансов по этой цифре не предоставлено, то мы постараемся просчитать сами уровень подорожания топлива при теоретическом включении в него «дорожного налога».

Методика подсчетов следующая: по данным Белстата, в 2018 году в Беларуси на внутреннем реализовано 960,4 тыс тонн бензинов и 3052,2 тыс тонн дизельного толива.

Путем простых расчетов и переводов этих данных в объемные получаем, что емкость внутреннего рынка составляет 5 056 084 010,84 литров топлива: 1 333 888 888,89 литров бензинов и 3 722 195 121,95 литров дизельного топлива (960 400 тонн х 1000 кг/т / 720 кг/м3; 3 052 200 тонн х 1000 кг/т / 820 кг/м3).

В республиканский бюджет 2019 году заложена сумма государственной пошлины на допуск транспортных средств к дорожному движению в сумме 290 млн рублей.

Таким образом, итоговое подорожание литра должно составить с округлением 6 копеек (290 000 000 рублей / 5 056 084 010,84 литров).

А это не заявленные 10 копеек на литр и, тем более, не больше 10 копеек. В практике еженедельных копеечных подорожаний от «Белнефтехима» тут всего-то полтора месяца «работы».

Можно предположить, что «10 копеек и больше» появились по причине того, что ведомство считало не все топливо, реализуемое в Беларуси, а только его часть, которая продается в розницу через АЗС общего пользования, а это примерно 2 млн тонн.

Однако, мы считаем этот подход неправильным, так как из общего объема исключаются организации с грузовым и автобусным парком, которые приобретают топливо в оптовом сегменте и заправляются на ведомственных АЗС. А они сейчас также являются плательщиками данной государственной пошлины.

ПРИВЕДЕТ ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ «ДОРОЖНОГО НАЛОГА» В ТОПЛИВО К ВСЕОБЩЕМУ ПОДОРОЖАНИЮ?

Если, как утверждает министр финансов, размер государственной пошлины останется на прежнем уровне, то теоретически этого не должно произойти, так как эта пошлина уже и сейчас включается в состав затрат предприятий и, соответственно, уже присутствует в ценах товаров и услуг.

А вот придание рассматриваемой государственной пошлине статуса «неналогового платежа» создает вопрос: включат ли ее в себестоимость, а если «да», то зачем эта смена статуса?

О СПРАВЕДЛИВОСТИ «ДОРОЖНОГО НАЛОГА» В СОСТАВЕ ЦЕНЫ ТОПЛИВА

Минфин считает такое включение несправедливым для граждан, а само ведомство якобы не будет понимать «кто в итоге заплатит эту государственную пошлину».

На наш взгляд, уж для кого, а для граждан справедливее и проще системы не придумаешь, если уже и стоит вопрос уплаты такого налога: ты несешь бремя его уплаты пропорционально своим поездкам и, соответственно, использованию дорог.

Плюс за счет увеличения круга плательщиков в виде транзитных грузовых перевозчиков и туристов через Беларусь часть общей суммы «дорожного налога» будет уплачена иностранными драйверами (сейчас они не несут такой нагрузки), соответственно, белорусским водителям станет немного легче.

Есть, конечно, один важный момент.

Через топливо плательщиками «дорожного налога» дополнительно станет сельхозтехника и специальная техника, которые сейчас не платят эту пошлину. Тут опять же для граждан – это хорошо, так как увеличивается круг плательщиков. Но могут быть вопросы увеличения себестоимости продукции и услуг в этих отраслях. Однако, как и положено финансистам, здесь нужно считать насколько все это повлияет на затраты.

Но можно с большой точностью предположить, что в условиях имеющегося у нас в стране скрытого и достаточно высокого роста цен на всевозможные товары и услуги, эти «копейки» в топливе не будут основным фактором роста цен, так как цены растут у нас сейчас и без этого.

Тем не менее, и сельскохозяйственная, и специальная техника также пользуется дорогами: и гравийными, и общего пользования. Не по своему основному назначению, конечно, но все-таки используют же.

К тому же, никто ранее не задавался вопросом при введении новой пошлины относительно справедливости уплаты годового сбора теми гражданами, которые используют свои авто сезонно. А эти нормы продолжают действовать до сих пор.

НЕТ ЛИ ТУТ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

За весь период независимости нашей страны действовало несколько систем финансирования дорожного строительства. Не будем детально углубляться в историю, так как это займет много места.

Однако, обозначим, несколько периодов.

До 2008 года существовал дорожный фонд, в состав доходов которого входил определённый состав налогов: одни появлялись, другие отменялись, но все они включались в себестоимость произведенной продукции и услуг. Таким образом, граждане всегда опосредованно, но платили за дороги.

После дорожный фонд был упразднён, и финансирование осуществлялось обезличено из бюджета как отдельная статья расходов. Однако налоги на дороги и на топливо все равно платились.

В 2013 – 2014 гг. при введении государственной пошлины на допуск к дорожному движению централизованный дорожный фонд был восстановлен, и новая пошлина стала одним из основных источников ее финансирования его доходной части.

Формально, например, в связи с отменой ранее действовавшего налога на пользователей автомобильных дорог, введение государственной пошлины не попадает под признаки двойного налогообложения.

Однако, если принять во внимание, что в составе топлива сидят два крупных налоговых платежа: НДС и топливные акцизы, которые государство получает в республиканский бюджет и может распоряжаться ими по своему усмотрению, то все-таки возникает вопрос «куда идут суммы этих средств?».

Именно в этой связи, с привязкой к НДС и акцизам, появление «дорожного налога» и вызвало вопросы среди белорусов относительно того, что не платим ли мы дважды за дороги: первый раз покупая топливо, а второй – при оплате государственной пошлины на допуск к дорожному движению? Ведь не платили же граждане эту пошлину раньше, а дороги-то все равно строились и финансировались же.

Скажем, так. Формально двойного налога тут нет. Скорее, это открытое обозначение для граждан платежа, который ранее оплачивался ими опосредовано через товары и услуги в составе затрат, которые предприятия включали свои налоговые издержки по финансированию дорожного строительства.

Однако, растущие ставки акцизов на топливо, как и самой цены нефтепродуктов в нашей стране (не говорим уже о состоянии дорог), заставляют задуматься куда идут данные налоговые платежи, а также почему из состава акцизов не финансируется дорожное хозяйство страны.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ПЛАТИТЬ «ДОРОЖНЫЙ НАЛОГ 2.0»?

А вот тут уже совсем не ясно, и каких-либо конкретных и понятных механизмов не заявлялось. Наверное, остануться те же штрафы, что и сейчас. Но вот вопрос. 

Раньше автомобиль останавливали сотрудники ДПС и в документах к автомобилю сразу видели, что государственная пошлина не уплачена, так как не пройден технический осмотр, поэтому можно и штрафовать конкретного водителя.

Теперь же министр финансов декларировал ужесточение контроля опять же на словах: как? Через видеокамеры рамок Beltoll на платных дорогах? Или путем составления специальной базы плательщиков и подключения к ней экипажей ГАИ?

НАЛОГОВЫЙ «ИТОГ»

В целом, по имеющемся действиям властей и риторики их представителей, можно констатировать (даже прогнозировать), что «дорожный налог» как источник для государства поступления денежных средств в бюджет прижился, и от него не откажутся. Особенно в условиях выпадающих доходов белорусского бюджета в нефтяной отрасли в условиях российского «налогового маневра».

Вопрос, в том, как оформят новую версию действующей государственной пошлины на допуск к дорожному движению. И как нам, водителям, придется ее платить.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon