Про «бедность» белорусских НПЗ

Zaprauka.by

26 / 12 / 2019 13:55
0 комментариев
Заработки нашей «нефтянки» с водителя больше, чем в Германии

Мы прекрасно знаем, что на «загнивающем Западе» все дорого, в том числе и автомобильное топливо. Объявляя очередное копеечное повышение, уважаемые представители концерна «Белнефтехим» не забывают добавить, что цены на заправках у нас ниже, чем у соседей на 30 – 40 процентов.
При этом забывают посмотреть на восток, где в России и цены ниже, и зарплаты больше. Но наш восточный сосед – это же «мировая бензоколонка»: чего туда смотреть?
И вот уже два года мы «компенсируем» и «компенсируем» нашим родненьким НПЗ то якобы растущую стоимость нефти, то якобы снижения курса белорусского рубля, то последствия российского налогового маневра и, наверное, еще что-то.
А мы решили изучить структуру заработков с водителей при покупке топлива у нас и на Западе. В качестве примера возьмем Германию. Почему ее? Не так далеко, не самое дешевое топливо в Европе, простое ценообразование, да и нефть они тоже покупают российскую по «Дружбе».
Смотрим, что получается. А для унификации сравнения приведем все в евро.

Таблица. Структура затрат при продажах топлива через АЗС (Германия vs Беларусь), EUR/л.

НЕМНОГО ПОЯСНЕНИЙ

В продаваемом в Германии топливе «сидят» два основных налога: НДС (19 %) и фиксированный энергетический сбор (Mineralölsteuer) в зависимости от вида топлива. Практически подобное существует и у нас: НДС и акцизы на топливо.
При этом мы видим, что доля немецких налогов в топливе существенно превышает белорусскую, в более чем в два раза.
Однако, когда мы начинаем считать чистую выручку всей нефтяной отрасли с реализованного литра топлива, то получаем, что в Беларуси по бензинам она превышает показатели Германии, а по дизелю практически равна.
Чистая выручка – это то, что НПЗ оставляют себе после того, как уплатили государству налоги. Она включает в себя стоимость приобретённого сырья (нефти), стоимость его доставки и переработки, прибыль НПЗ, затраты и прибыль оптового сегмента, а также затраты и прибыль сетей АЗС.

БЕЛОРУССКИЙ ТОПЛИВНЫЙ ПАРАДОКС

И тут мы открываем «белорусский топливный парадокс».
Если убрать налоги (они не принадлежат НПЗ) в распоряжении белорусской нефтяной отрасли остаются суммы аналогичные немецким нефтяниками.
То есть при транспортировке нефти, например, на «фрицевский» НПЗ в городе Шведт, ее переработке и последующей продаже, допустим, на какой-то АЗС «Aral»в Дюссельдорфе, то вся эта цепочка: производитель – оптовая база – бензоколонка, - получат ровно столько же денег, как если топливо произвели у нас в Мозыре и продали на АЗС в Пинске.

НЕ ЗАБЫВАЕМ ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ

Стоимость нефти для белорусских НПЗ, по словам же самих представителей концерна «Белнефтехим», на 20 процентов ниже мировой. Немецкие НПЗ покупают нефть по реальным рыночным ценам.
Себестоимость ведения бизнеса по транспортировке, хранению и доставке топлива в Германии с учетом затрат (стоимость энергии, заработные платы и так далее) выше, чем в Беларуси.
Таким образом, немецкая «нефтянка», имея в своем распоряжении доходы, аналогичные белорусской отраслью, «не ноет» о плачевном состоянии и работает эффективно и с достаточной прибылью.

А ЧТО У НАС?

А у нас то, что в период «копеечной» стратегии налоговая нагрузка на топливо со стороны государства сократилась на 18 процентов: ставки акцизов были снижены.
Стоимость нефти в 2019 году для Беларуси сократилась почти на 5 процентов.
Зато стоимость топлива за два года выросла более, чем на 36 процентов (ДТ – чуть меньше).
Как мы показывали ранее, что основная прибыль белорусской «нефтянки» из-за проводимой политики концерна «Белнефтехим» сосредоточена в производственном сегмента (сами заводы) и в оптовых продажах топлива («Белоруснефть»).
Поэтому некоторое время назад негосударственные АЗС писали письма и били тревогу о том, что им не хватает розничной надбавки на топливо.
Судя по тому, что эти «крики отчаяния» утихли, в стране не разорилась ни одна сеть АЗС и не закрылась ни одна заправка (за исключением непригодных и на ремонт), то «Белнефтехим» поделился с ними частью своей прибыли. А делиться, как Вы видите, там есть чем.
И вот уже владелец сети АЗС «А-100» Александр Центер говорит о том, что они хотят расширить количество заправок и ведут переговоры о покупке какой-то другой сети, а ведь год назад активно ходила информация, что бизнес продается. Правда, сам владелец потом опровергал это.

ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО СЛЕДУЕТ?

Из всего приведенного только ежу не будет понятно (он не умеет читать), что деньги у белорусской «нефтянки» при продажах на внутреннем рынке есть. И они немалые.
И, если после этого, кто-то будет говорить о «бедственном» положении наших НПЗ, то тут стоит поднять вопрос об эффективности работы управленческого звена (немцы же справляются в худших условиях) или же то, что до нас по каким-то причинам целенаправленно доводят недостоверную информацию.
А может действительно взять и поменять сразу и скопом на немцев? Наверняка тут же все и решится… и в пользу водителей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon