Так ли хочет Беларусь «альтернативу»?

Zaprauka.by

09 / 07 / 2020 15:50
0 комментариев
Почему не работает до сих пор «несчастная труба с Балтики»?

Еще в начале марта текущего года Глава государства А. Лукашенко на одном из совещаний по вопросам диверсификации поставок нефти в Республику Беларусь заявлял о намерение построить трубу с Балтики до наших НПЗ (речь идет о той самой «несчастной трубе с Балтики», как тогда цитировали СМИ Президента А. Лукашенко).

По словам А. Лукашенко, он вел разговор на эту тему с государственным секретарём США М. Помпео, и из общего бюджета в 1 млрд долларов США, выделяемого Америкой на строительство инфраструктуры объектов логистики в Европе, можно было бы получить дешевые кредиты для строительство этого нефтепровода.

В принципе, задача понятная и правильная, если уже и взялись покупать альтернативную нефть, так неизбежно столкнемся с вопросами стоимости доставки, а ее нужно удешевлять. Не таскать же ее вагонами-цистернами, как это делается сейчас, все это довольно дорого.

Например, поставки альтернативной нефти трубопроводным транспортом уже осуществляются из порта Южный (Украина) на Мозырский НПЗ. При этом экономия по сравнению с железнодорожными перевозками составляет примерно 2 раза.

Так, ориентировочная стоимость перевозки нефти из Одессы на Мозырский НПЗ посредством железной дороги составляет около 32 долларов США за тонну (ж/д тариф, услуги экспедитора и уборка/подача вагонов).

При этом, расчетные данные показывают, что услуги «Укртранснафты» обходятся Беларуси в 16 долларов США за тонну (расчеты см. здесь).

Тем более, сами прибалтийские государства проявляют неподдельный интерес к теме поставок нефти через их порты, так как для них это получение потенциальных и реальных дополнительных доходов. Подтверждение этому – визит премьер-министра Латвии в Беларусь в начале 2020 года, то есть в период начала «третьей нефтяной войны» с Россией.

Тогда латвийская сторона выразила свою заинтересованность участвовать в поставках в Беларусь альтернативной нефти вплоть до того, что готова построить государственный нефтяной терминал в порту Рига для приема танкеров для Беларуси.

И вот прошло более четырех месяцев со дня совещания, и что мы видим по развитию инфраструктуры поставок альтернативной нефти?

«Несчастную трубу с Балтики» стоить еще не начали (понятно, что нужно время для проектирования и большого объема иных работ, но и это так и не началось тоже).

Никакого «кусочка» из американского инфраструктурного миллиарда нам так и не перепало до сих пор.

А НУЖНО ЛИ СТРОИТЬ «НЕСЧАСТНУЮ ТРУБУ»?

Может и не нужно. Есть построенный еще во времена СССР нефтепровод «Полоцк-Вентспилс» (см. схему). Правда, сейчас он законсервирован и не используется. Но вся инфраструктура есть и поддерживается в рабочем состоянии.

Фото: LatRosTrans, zaprauka.by

Технически можно «пригонять» танкера в порт Вентспилс, перегружать нефть в береговые резервуары терминала и отправлять ее на «Нафтан».

Но тут есть большие «но».

Оператором латвийской части этого нефтепровода является компания «LatRosTrans», а с ней наша «Гомельтранснефть «Дружба» уже судиться 10 лет в различных судебных инстанциях за выкаченную из нефтепровода технологическую нефть. И успешно судится, так как еще в 2018 году было решение о взыскании с латвийского оператора 66,8 млн евро (но пока не могут получить эти деньги, так как решение обжаловано в вышестоящих судах).

С 2010 года уже «утекло много воды», сейчас ситуация сильно поменялась и, казалось, бы, что можно вступать в переговоры с латвийской стороной по новой повестке: возобновлению работы нефтепровода, но уже в реверсном режиме в Беларусь. И это выгодно всем: латышам – то, что нефтепровод возобновляет работу и они начинают зарабатывать на оказываемых услугах, а белорусам – то, что существенно снижается стоимость доставки альтернативной нефти до «Нафтана».

Понятно, что нужно закончить с вопросом, который сейчас решается в судах, провести инспекцию состояния нефтепровода, провести какие-то ремонтные и восстановительные работы, а также заполнить его технологической нефтью.

Но это все же дешевле, чем строить новый нефтепровод и портовую инфраструктуру к нему. Не так ли?

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ

Однако, нет никакой информации, что подобные переговоры с латвийской стороной обозначались или проводились. Вместо этого наша гомельская «Дружба» продолжает взыскивать с LatRosTrans причитающуюся ей сумму.

Во-первых, взыщет ли в действительности? Так, как мы прекрасно знаем, что существует большое количество способов даже при наличии вступившего в силу судебного решения уклоняться от его исполнения. И грамотные юристы могут тут много чего сделать.

Во-вторых, мы видим, что процесс взыскания длиться уже более 10 лет. И пока не завершен.

В-третьих, не лучше ли имеющуюся задолженность как-то разменять с латвийской стороной? Например, в зачет стоимости ремонта и модернизации нефтепровода и заполнения его технологической нефтью обратно. Все равно такие затраты возникнут.

В итоге мы бы через достаточно недолгое время имели бы действующий нефтепровод для поставок нефти с Балтики на «Нафтан», такой же канал поступления сырья, который работает у нас на юге для Мозырского НПЗ

НУ, А ПОКА… НУ, А ПОКА…

Ну, а пока получается, что отдельное предприятие решает проблему по взыскиванию присужденных обязательств со своего должника, а интересы государственного масштаба «пролетают» где-то в стороне. И нефть на «Нафтан» поступает через Клайпедский порт в железнодорожных вагонах-цистернах.

Есть в нашей стране какая-нибудь организация, которая видит ситуацию системно и решает вопросы выше ведомственного уровня в рамках всей страны?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon