Куда пропали скидки на заправках?

Zaprauka.by

24 / 07 / 2020 18:44
0 комментариев
Что там у нас с рынком белорусских автозаправочных станций

Наш рынок АЗС уже давно живет тихой и размеренной жизнью: топливо продается, кофе заваривается, хот-доги вертятся на гриле…

А помните 2015 год? Мы очень хорошо. Это был год зарождения идеи нашего проекта.

Тогда на различных заправках у практически всех операторов АЗС была реальная «движуха»: действовали скидки, проводились акции (но не на ножички и кастрюльки, а на бесплатное топливо), заправочные компании перебивали клиентов друг и друга, а водители были в выигрыше.

Вот это был реальный и практически свободный рынок. Тогда российские нефтяные компании «отжали» у государственной «Белоруснефти» часть рынка, что при их несоизмеримости по занимаемым долям было практически чудом.

«Белоруснефть» пыталась пожаловаться регулирующим органам: мол, некачественное топливо у негосударственных операторов, однако ничего из этого не вышло. И топливо было нормальным, и оснований реальных не было.

Но ценовые войны были серьезными, они заставили в итоге всех двигаться и активизироваться, а не скучать в операторской и лениво ждать: когда же придет очередной клиент. Не пришел? Ну, и … черт с ним.

И вот, что мы имеем по прошествии 5 лет? Да, просто Северный полюс какой-то. 5 станций «Трайпла», которые не делают погоды по республике, две АЗС в Гомеле – «Гомельтранснефти «Дружба»… Остальные операторы АЗС как будто забыли, что клиентов нужно привлекать. Цены у всех стали одинаковыми и стоят на месте.

Даже «Роснефть», которая долгое время оставалась верна политике скидок, постепенно сократила их с 5-ти копеек за литр до 3-х, а потом и вовсе убрала.

Мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя чисто логику, цифры, мозг и немного зная, как решаются вопросы в белорусской системе. Повторим, как дисклеймер, что никакого инсайда.

Для начала мы сравним цены 2015 года (периода, когда активно всем давали скидки на топливо) и 2020, когда рынок стал.

Что мы видим, что стоимость топлива выросла примерно на 50 процентов за эти пять лет.

Но, мы также не забудем посмотреть сколько стоила нефть тогда и в текущем году: ведь топливо делают из нее. А стоимость сырья для Беларуси сократилась больше, чем на 30 процентов. То есть прибыльность внутреннего рынка Беларуси существенно выросла.

Так, почему же пропали скидки тогда, если появилась большая маржа, частью которой можно поступиться и привлечь клиентов?

Проблема здесь в том, что на текущий момент российские нефтяные компании лишены переработки нефти на белорусских НПЗ и, соответственно, собственных поставок на внутренний рынок, то есть в свои сети.

Сейчас переработкой нефти занимаются в основном сами НПЗ, Белоруснефть и Белорусская нефтяная компания. Есть также еще и иные давальцы на заводах, однако их объемы переработки незначительны.

В текущем году в 4 раза были повышены акцизы на импортное топливо, таким образом дочерние компании российских ВИНКов просто не могут завести сюда на свои белорусские АЗС топливо, произведенное на российских НПЗ: оно просто не пройдет по цене.

Соответственно, единственным источником топлива для негосударственных операторов АЗС остались два нефтеперерабатывающих завода и «Белоруснефть», все это вместе, в принципе, источники с единым центром управления – государством через концерн «Белнефтехим».

Центр накопления прибыли в белорусской нефтяной отрасли смещен в сферу производства и оптовой торговли. Розничная маржа, установленная государством, позволяет «держать на подсосе» всех владельцев АЗС, которые не имеют собственной переработки нефти.

Помните письма негосударственных операторов АЗС в концерн «Белнефтехим» и Правительство Беларуси с просьбой увеличить им допустимую розничную надбавку за счет снижения оптовой?

Они тогда писали о своем критическом положении в сфере реализации топлива и что они несут убытки и могут закрыться. Но ведь ничего не поменялось: розничную надбавку так официально не увеличили, а самим операторам АЗС посоветовали «искать внутренние резервы» для решения проблемы.

Но вдруг «набат» затих и «колокол» остановился: негосударственные операторы АЗС резко замолчали, тихо работают, никто не закрылся, заправки функционируют… Катастрофы-то не случилось.

О, чудо? Ошиблись? Или подняли «бучу» в стакане воды?

А случилось, скорее всего, то, о чем мы ранее писали, что государство в лице концерна «Белнефтехим» и негосударственные операторы АЗС по-тихому договорились между собой: заправочные компании прекращают свои публичные акции, а взамен им дают некоторый дисконт от официального уровня утвержденных оптовых цен.

И также полагаем, что в этих договоренностях был отдельный пункт и о скидках на топливо. Мол, вы получаете топливо, как и хотели – дешевле, но обязательным условием будет то, что вы больше не ведете ценовых войн с «Белоруснефтью».

Поэтому на белорусских АЗС идет активная раздача всяких там фишечек, кока-колки – две бутылки по цене одной, купи гамбургер и получи бесплатно душ и так далее…

А вот реальных, понятных и простых скидок на топливо уже нет.

И не известно, когда они вернутся.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon