В мире есть много интересных и уникальных стран, однако в условиях 2020-го года мы поговорим о двух конкретных: Беларуси и России. И одна из уникальных особенностей наших обоих стран заключается в том, что, когда на фоне глубочайшего падения на нефть, оба государства продемонстрировали рост цен на бензин для своих граждан.
Так, в рейтинге изменения цен на топливо Россия показала рост цен в первой половине 2020 года на 0,8 процента, а Беларусь вообще выбилась в лидеры среди страны Европы и СНГ с показателем в 12,4 процента.
И, если «синеокая» не является нефтедобывающей страной, а работает в основном именно на российском сырье, то рост цен на топливо в России можно, безусловно, считать просто издевательством. Даже Венесуэла в период глубочайшего кризиса и обесценивания своего боливара, не поднимала цены на бензин, который для населения стал практически бесплатным. При этом, понятно, самыми крайними остаются простые граждане: российский бюджет и оптовые торговцы нормально на всем этом зарабатывают.
Белорусское государство также решило не идти на милость к водителям и на фоне сокращения стоимости сырья оставило цены на топливо на одном из самых больших в исторической ретроспективе уровне и тем самым существенно повысило поступления от продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Однако, не об этом мы хотели написать. Озвученные выше факты являются открытой информацией и о них не написало разве что самое ленивое информационное издание.
На фоне «третьей нефтяной», случившейся между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в начале 2020 года, незаметной прошла бензиновая война. Опять же между нашими обойми странами.
И, если освещение событий «с мест боевых действий» по поводу сырьевых вопросов велось постоянно и большим количеством СМИ, то «бензиновая война» не получила своего должного внимания: были просто небольшие информационные сообщения.
А зря. Потому что это тоже частный показатель проблемных вопросов в энергетической сфере, которых вообще быть не должно между нашими государствами, учитывая экономическую открытость в рамках Союзного государства и Евразийского Экономического Союза.
Конечно, нефтяные вопросы привлекают больше внимания, так как считается, что тут решают политики, в то время, когда конфликты в сфере нефтепродуктов списываются на отношения топливных компаний.
Но это не наш случай, так как две страны применили ограничительные меры по защите своего внутреннего рынка друг от друга.
Так, в связи с увеличением в Российской Федерации цен на топливо в оптовом и розничных сегментах впервые за многие годы для белорусских компаний российский рынок по прибыльности сравнялся с иными направления экспорта.
Нужно отметить, что Беларусь ранее заняла несколько «хитрую» позицию: она долго не замечала рынок Российской Федерации для поставок своего бензина, так как он был менее выгодным. Причем, несмотря на обращения руководства России, а также факт того, что поставки бензинов в количестве 1 млн тонн были закреплены в топливно-энергетическом балансе Союзного государства, Белорусская нефтяная компания не вела продажи топлива в Россию, объясняя это тем, что у нас есть куда продать подороже.
Объяснение, честно говоря, так себе, потому что, во-первых, нефть шла в Беларусь все-таки дешевле мировых цен на рынке, а, во-вторых, это обязательство было формально закреплено в межправительственных соглашениях. Поэтому, нужно было идти на встречу Российской Федерации и выполнять свои обязательства, иначе можно было получить в ответ: «Нам не выгодно продавать нефть в Беларусь, так как можем отдать куда-угодно дороже».
В конце концов, российское руководство устало от просьб по бензину и само сняло этот вопрос с повестки двусторонних отношений.
Но тут рынок изменился, и в начале 2020 года в Россию были возобновлены поставки топливо, производства белорусских НПЗ. Как называют трейдера, «случился арбитраж», то есть открылось более выгодное по цене предложение.
Отрылось оно, конечно, не только для белорусских нефтепродуктов, а для любых иностранных, и вот уже сама Российская Федерация стала заботится о том, как защитить собственные НПЗ от «заморских» продуктов. И ввело одну из мер нетарифного регулирования – временный запрет на импорт со 2 июня по 1 октября текущего года.
Мы не будем вдаваться в дискуссии: справедливо ли это или нет, насколько это соответствует правилам свободной торговли в рамках ВТО и ЕАЭС и так далее, - потому здесь не площадка для споров экспертов по внешней торговле, а также потому что эти эксперты до сих пор не пришли к единому мнению относительно таких защитных действий со стороны государства. Мы констатируем просто факт, что запрет был введен и он не содержал исключения для белорусского топлива.
Немного ранее в марте 2020 года в Беларуси развивалась очень похожая ситуация: из-за возрастания ценовой привлекательности внутреннего рынка и по ряду иных причин, российские ВИНКи перестали пускать на давальческую переработку на белорусские НПЗ.
Кроме того, белорусские власти несколько тихонечко «подщемливали» дочки российских нефтяных компаний, работающие на белорусском рынке и владеющие сетями АЗС: возникла проблема с обеспечением поступления топлива на заправки. Она не касалась прямых запретов отгрузок нефтепродуктов, но его не хватало, и российские сети АЗС в Беларуси некоторое время находились, что называется «на подсосе».
Были обращения по этому поводу к руководству концерна «Белнефтехим», который посоветовал дочкам российских компаний заходить самим на переработку на белорусские НПЗ для обеспечения потребностей своих заправочных станций.
Не известно, что хотели этим добиться в Беларуси в итоге, может рассматривали в качестве элемента торговли за нефть?..
Но российские компании стали завозить на свои заправки топливо из-за «бугра», так как поставить российские бензины и дизельное топливо в Беларусь они не могут из-за введенных еще ранее Россией ограничений на экспорт в Беларусь нефтепродуктов.
Ответ не заставил себя долго ждать. Был в 4 (!) раза повышены топливные акцизы. Но… с одним исключением: был введен зеркальный понижающий коэффициент для производителей топлива, находящихся в Беларуси.
Меры, по сути, те же самые, что и в России, только несколько завуалированные, чем прямое ограничение на импорт. Запрет? Нет, пожалуйста, везите что хотите и откуда хотите, если «пройдете» по экономике, конечно, но это уже ваши собственные вопросы.
Тем самым, белорусские «дочки» российских ВИНКов лишились возможности брать под свои нужны любое топливо из-за пределов Беларуси. В итоге, конечно, вопрос с их топливным обеспечением был разрешен, никто не закрылся и все работают, как и работали на продажах белорусского топлива.
Но из всего этого следует один вопрос: что это за сестринские отношения двух славянских государств, связанных по «рукам и ногам» общей кровь, историей и всевозможными интеграционными договорами?..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!
Добавьте свой комментарий:
Комментарии пользователей( 0 )