Почему Путин не убедил Лукашенко?

Zaprauka.by

03 / 08 / 2020 10:36
0 комментариев
Нефтяные споры о транзите грузов

Еще в далеком 2016 году Российские железные дороги взяли и предоставили 25 процентную скидку на перевозку нефтепродуктов с белорусских НПЗ до российских портов на Балтике (Усть-Луга, Высоцк, Приморский).

Новость была – так себе. Никто особо не обратил внимание. Потом, уже в начале 2017 года размер этой скидки увеличился до 50 процентов. Но транзит также не пошел.

И тогда на арену вышли самые основные лоббисты данного проекта – руководство Российской Федерации. Причем, на самом высоком уровне.

В середине 2017 года В. Путин после доклада главы РЖД О. Белозерова дал поручение закрепить использование российской портовой и железнодорожной инфраструктуры в рамках Союзного государства, а также увязать использование российского коридора для экспорта с поставками нефти в Беларусь.

Естественно, что после этого очень сильно активизировалась работа в данном направлении. По инициативе российской стороны были активизированы переговоры с профильными представителями белорусской нефтяной отрасли по данному вопросу.

И хоть привязки к поставкам нефти вопрос экспорта белорусских нефтепродуктов через российские порты на Балтике не получил, но Россия вынудила белорусские компании всерьез приступить к проработке вопроса использования своих портов.

Уже с начала 2018 года Белорусская нефтяная компания (БНК) стала включать российские порты в проводимые ей конкурсы на продажу нефтепродуктов и были организованы первые реальные пробные поставки.

После переговоров двух курирующих тогда нефтяную отрасль вице-премьеров: российского А. Дворковича и белорусского В. Семашко, – в прессу просочились данные о планируемых объемах экспорта через российские порты – около 1 млн тонн.

Необходимо отметить, что, несмотря на предоставленные скидки, чисто арифметически стоимость транспортировки нефтепродуктов через российские порты все равно оказывалась дороже. 

В среднем, даже с учетом всех оптимизаций доставка была дороже на 5-6 долларов США за тонну по сравнению с прибалтийскими портами. Тут складывается и тот факт, что, как ни крути, но от белорусских НПЗ российские порты дальше, чем Клайпеда, Рига и Вентспилс примерно на 250-300 км. Кроме того, сами прибалты тоже не стоят в стороне и активно предлагают Беларуси различные варианты удешевления своих направлений. Еще до проработки вопроса российской стороны, в конце 2017 года был заключен трехгодичный контракт с Литовскими железными дорогами на провоз белорусских нефтепродуктов, где литовская сторона дает неплохие ставки в обмен на гарантированные объемы перевозок.

А с учетом того, что российские наливные грузы с 2018 года практически полностью ушли с Прибалтики в свои порты, для них вопрос сохранения белорусских экспортных потоков является практически вопросом жизни и смерти.

Поставки белорусских нефтепродуктов через российские порты были привязаны к их «экономической эффективности». А вот по результатам ее оценки предложение Российской Федерации по итогу не прошло. Всего за 2018 год через российские порты было продано около 200 тыс тонн нефтепродуктов, что, конечно, не сделало особой погоды для РЖД и морских нефтяных терминалов в российской акватории Балтики.

Белорусская сторона, в свою очередь, очень пассивно относилась к российскому предложению: она его не отвергала, всячески говорила, что все должно быть привязано к эффективности.

Но, вот вопрос: эффективность же можно считать по-разному. Первое – что мы говорили выше, когда просто берется арифметика в цифрах, другое – когда, начинаешь работать над этой эффективностью со всех сторон: ведь более дорогую доставку можно компенсировать более высокой ценой продажи, например.

Некоторые связывали российское предложение с корпоративными войнами РЖД и Траснефти за вопросы транзита грузов, однако мы считаем, что вопрос лежал в более высокой сфере. Убрав свои нефтепродукты (основные объемы) и нефть из портов Прибалтийских стран, Российская Федерация сократила их заработки на транзите. Теперь, если перенаправить все белорусские нефтепродукты в российские порты, то нефтеналивные терминалы Литвы, Латвии и Эстонии просто станут практически «сухими».

О важности для российского руководства этого события лучше всего говорят слова официального представителя Правительства Российской Федерации И. Трунина в его выступлении в Государственной думе Российской Федерации.

«Правительство Российской Федерации очень беспокоит эта ситуация. Россия и Беларусь находятся в Евразийском союзе, более того, сформировали единое Союзное государство, но мы видим, что выработанные из российской нефти нефтепродукты вывозятся с территории Евразийского союза не через порты Евразийского союза. Это не имеет прямого отношения к рассматриваемому сегодня протоколу, тем не менее докладываю вам, что правительство обращает на это внимание и профильные ведомства ведут переговоры, насколько мне известно, о том, чтобы создать условия - и со стороны России, и со стороны Белоруссии - и таким экспортом загрузить прежде всего российские порты» (цитата по стенограмме заседания).

Но, пока белорусская сторона считала «эффективность», российская сторона хоть и настаивала, но не давила до конца и всеми возможностями. А постепенно вопрос тихо замялся и снялся с повестки союзных отношений, также, как и в свое время вопрос гарантированных поставок белорусского бензина (об этом – см. здесь).

Также стоит упомянуть, что в Беларуси имеется очень сильное лобби прибалтийских транспортников, которые имеют здесь и свои полноценные представительства. Соответственно, нельзя исключать, что ими были использованы все свои лоббистские возможности, чтобы белорусские чиновники не дали старт российской инициативе, так как Литва и Латвия потеряли бы свой транзит.

А о том, как прибалтийское лобби в Беларуси заботится о своем направлении можно судить уже по тому факту, что белорусские нефтепродукты также не идут транзитом через украинские порты, хотя экспорт на Черное и Средиземные моря не уступает по выгодности продажам на Балтийском море.

И в итоге, белорусские нефтепродукты в российских портах Балтики не продаются и не грузятся (речь не о разовых незначительных в масштабе всего экспорта спотовых партиях).

При этом, Беларусь также в этой не смогла, что называется «разыграть свою карту»: имея на руках конкретное предложение российского правительства можно было его «поменять» на какие-то встречные преференции, например, в части налогового маневра.

Но, ничего не случилось.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon