«Концепция энергетической опасности»

Zaprauka.by

05 / 08 / 2020 09:31
0 комментариев
Что не так с документом, который должен определять состояние и развитие энергетического сектора страны

Любая страна разрабатывает программные документы, чтобы направлять последующую деятельность своих государственных организаций и непосредственно ответственных чиновников. Суть этих программных документов заключается в том, чтобы обозначить направления, куда идет государственная машина, что нужно делать, а также какие правовой и иные механизмы реализации заявленных деклараций.

Важнейшую сферу деятельности любого государства занимает стратегия безопасности в топливно-энергетическом комплексе. Потому что сколько бы не говорили и писали об информационном обществе и развитии IT-технологий, все равно сырьевой и энергетический сектора всегда останутся основой, без которой все возможные прогрессы и прорывы просто не смогут работать во всех значениях этого слова.

Беларусь, как самостоятельное государство, имеет и свою концепцию энергетической безопасности. И мы достаточно долго «препарировали» данный документ на предмет нефтяного и топливного секторов.

В указанных сферах он вызвал у нас очень много вопросов.

Применительно к нефтяной отрасли Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь выглядит, мягко говоря, весьма странной, так как во всех ее программных установках мы наблюдаем прямое противоречие с тем, что имеем по факту в действительности.

Угрозы энергетической безопасности весьма размыты и не конкретизированы, а это на самом деле очень и очень опасно, так как программный документ не показывает четко, чего следует «опасаться».

Или же, например, в ранг угрозы возведена «низкая диверсификация импорта энергоносителей». А кто эту угрозу создал и что сделал за все это время, чтобы ее убрать или нейтрализовать (более подробно об угрозах – см. здесь)?

Дальше. В части импорта нефти установлен индикатор доли доминирующего поставщика в общем импорте топливно-энергетических ресурсов, а также разработаны его пороговые значения.

Результат такой, что за все время с момента утверждения концепции и со времени установленных пороговых значений данный индикатор находится к критической зоне. И за 10 лет ничего не сделано, чтобы это изменить (более подробно об этом – см. здесь).

Концепцией установлены нормы по запасам и резервированию объемов нефти и топлива. Показатели также не выполнены (более подробно о запасах и резервах – см. здесь).

Кроме того, Концепция ставит под сомнение еще два очень важных момента в работе белорусской «нефтянки»: уровень проведенной модернизации НПЗ и эффективность экспортных продаж нефтепродуктов.

По модернизации «прошлись» через то, что конкуренцию белорусским нефтепродуктам оказывается составляет углубление нефтепереработки в соседних странах. А экспорт белорусских нефтепродуктов слабо диверсифицирован (опять знакомое слово – ну, любят они его), и не мешало бы создать энергетическую компанию, способную конкурировать с крупными транснациональными корпорациями. Вот так оценено 14 лет работы спецэкспортера белорусских нефтепродуктов – Белорусской нефтяной компании (БНК) , – что не мешало бы создать и иную (более подробно об этом – см. здесь).

В части реализации вышеуказанного положения может уже и есть  подвижки? Ведь основали же «Новую нефтяную компанию» (ННК), правда, под патронажем частных белорусских нефтетрейдеров, которые уж очень были замечены в реэкспортных схемах российских нефтепродуктов. Как к новой компании с таким «амбре» отнесется, например, российская сторона?

Также сразу вызывает непонимание, что настолько важный для страны документ утверждается всего лишь на уровне правительства. Например, концепция национальной безопасности утверждена указом президента Республики Беларусь, вопросы демографической безопасности урегулированы специальным законом Республики Беларусь.

А что тут? Меньшая по значению и вниманию сфера? И это энергетика-то?..

Утверждение концепции постановлением Совета Министров Республики Беларусь, безусловно, снижает и статус документа, и его важность для экономики и страны в целом.

Концепция энергетической безопасности в своей структуре не имеет разделения на два отраслевых сектора: непосредственно на саму энергетику, а также на нефтяную отрасль. Это вносит немало путаницы при оценке документа, так как сферы очень разные, а ситуация там сильно отличается и по действующим факторам, и по самой роли и месту в экономике страны. И когда все смешано, что называется «в один котел», такой подход не приводит к правильному описанию, поднимаемых вопросов, а также к понимаю самого документа и его направляющих установок.

Почему важный документ был создан именно с так, когда за вроде бы красивыми и правильными фразами скрывается общая размытость и противоречие всему тому, как на самом деле обстоят дела в нефтяной отрасли Беларуси?

Что бы просто был или тут есть какой-то иной умысел?

Общее впечатление от документа такое, что Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь писали или кабинетные теоретики, которые никогда не видели в жизни солнечного света, или диверсанты, которые специально заложили в нее мину замедленного действия для белорусской нефтяной отрасли.

Причем, ни первый, ни второй вариант не являются предпочтительным по отношению друг к другу по принципу «меньшее зло – лучше».

И, кстати, когда писали концепцию, почему-то взяли и забыли про водородную энергетику, когда весь мир активное ее развивает. А вот в Беларуси это проходит почему-то стороной.

Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь нужно срочно менять на более системный и конкретизированный документ, потому что здесь не работает подход «и так сойдет», иначе и не будет самой энергетической безопасности.

Собственно, что мы наблюдаем прямо сейчас.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon