Как работает литовское лобби в Беларуси

Zaprauka.by

03 / 09 / 2020 10:06
0 комментариев
За долгие годы проделана огромная работа по привлечению и удержанию белорусских транзитных грузов

После того, как высшие руководители Литвы и Беларуси обменялись не совсем летными высказываниями в адрес друг друга, а Президент Беларуси Александр Лукашенко дал поручение о переориентации транзитных грузов из порта Клайпеда на иные направления, началась активная под ковёрная игра.

Дело в том, что Литва очень активно (и это правда) развивала свою транзитную и портовую инфраструктуру, чтобы выглядеть более экономически и логистически привлекательной для белорусских экспортных потоков. И за долгие годы они смогли сделать это.

Однако работа двигалась не только в чисто экономических условиях сотрудничества.

Зная и понимая, как работает белорусская система литовские товарищи попытались (и реально сделали это) связать белорусский транзит всевозможными двусторонними межправительственными и иными соглашениями, которые работали по принципу: «выгодные ставки в обмен на гарантированные долгосрочные объемы грузов».

Кроме того, литовская сторона не упускала и многие формальные моменты, которые превозносят в Беларуси, как собственные достижения и успехи.

Например, белорусский производитель калийных удобрений «Беларуськалий» еще в 2012 году приобрел 30 процентов акций клайпедского терминала по перевалке минеральных удобрений «БКТ». За 30 млн долларов США. В СМИ все это преподносилось, как несомненный успех нашего предприятия: мол, мы приобрели в собственность терминал на Балтике.

После этого 90 процентов калийных удобрений стало экспортироваться через Клайпеду и из них 50 процентов именно через терминал «БКТ».

Те, кто связан с бизнесом понимает, что 30 в капитале компании – это не больше, чем иллюзия управления. Мы не в Америке, где все основные компании имеют характер публичных и, владея, 30 акциями Apple, вы будете реально участвовать в ее управлении и определять политику развития и работы компании.

При сохранении 70 процентов акций у прошлого собственника, он как управлял компанией, так и будет управлять ею, так как все основные решения принимаются простым большинством голосов – 50 процентов плюс один голос.

Получается, что литовцы за 30 млн долларов США «купили» загрузку своего терминала на 100 процентов, а также обоснование для направления всех экспортных потоков через Клайпеду: «ну, у нас же там собственность… нужно загружать ее мощности…».

Подумайте, «Беларуськалий», который является практически единственным экспортером, который загружает порт по минеральным удобрениям, покупает миноритарную долю в этом терминале. Логика есть? Есть, но иная. Обычно владелец груза стремиться полностью контролировать цепочку поставок.

Например, аналогичное «Беларуськалию» предприятие – российский «Уралкалий» построил собственный терминал «Балтийский балкерный терминал» в Санкт-Петербурге и экспортирует свои грузу только через него.

Мы же всходим в капитал чужой компании, оставляя контроль за ней предыдущему собственнику.

Аналогичная ситуация и с азотными удобрениями «ГродноАзота».

С нефтепродуктами ситуация тоже очень похода.

В Клайпеде два нефтяных терминала: государственная «Клайпедос нафта» и частная «Кровеню терминалс».

Их мощности также загружаются в основном продукцией белорусских НПЗ, так как российские грузы с 2018 года уже полностью экспортируются через собственные порты, а потоков находящегося в Мажейкяе нефтеперерабатывающего завода «Орлен Лиетува» не хватает.

Купить государственное предприятие у Беларуси скорее всего не получится, так как литовцы не захотят с ним расставаться, но вот «связывают» белорусские экспортные потоки нефтепродуктов досрочными (каждые 3 года) соглашениями. Вот вам и «объяснения»: «у нас же подписаны обязательства, их нужно выполнять».

А, например, полностью выкупить собственный терминал – об этом речь как-то не идет.

Белорусский грузооборот дает одну треть загрузки порта Клайпеда в целом. Примерно 15 млн тонн ежегодно при общем количестве обработанных грузов в 45 млн тонн.

С такими показателями Беларуси не только владеть 30 процентами какого-то там терминала для калийных удобрений, но можно входить и в капитал самого порта, определяя его экономическую политику.

Сильную заинтересованность в белорусских грузах выразили и сами литовские чиновники: и государственные, и портовые. Они не верят в возможность снятия и переориентации экспортных потоков белорусских предприятий, говорят, что это подобно тому, чтобы «выстрелить себе в ногу».

Более того, после этого появляются статьи уже в белорусских СМИ, суть которых, что без Литвы и Клайпеды мы условно «погибнем» и не справимся, альтернатив этому направлению нет. То есть «таскать» альтернативную нефть из-за невероятных пределов – это независимость и экономическая безопасность (это же от России), а вот поменять порт на иной, который немножко дальше – все пропало, этого сделать невозможно.

Это не совсем так.

Грузы являются универсальными и обработать сейчас их может множество портов и терминалов на Балтике. Да, для этого придется менять всю систему экспорта и отношений с покупателями. Но все это выполнимо: кому нужно будет, тот и продолжит покупать белорусские грузы их иных морских портов.

Да, сейчас, если брать расстояния, тарифы и ставки, иные порты формально выглядят менее дешевыми. Но это, если подходить к решению вопроса формально и просто сравнивать текущие цифры: 4 меньше 5.

Однако, если вести с любым портом переговоры о пакетной переориентации грузов, то ситуация резко поменяется не в пользу той же Клайпеды.

Представьте, условную российскую Усть-Лугу, когда к ней обращается грузовладелец с просьбой уменьшить ставки перевалки и иные портовые сборы в обмен на 15 млн тонн грузов по году?..

Никто не будет спорить, что такому грузовладельцу пойдут на встречу.

Аналогично «подвинется» и РЖД.

Но об этом никто не говорит и не пишет.

Вчера от белорусского МИДа был анонсирован «ассиметричный» ответ на санкции прибалтийских государств. Персональный запрет неизвестно какому кругу чиновников, которые никогда не были и не планируют быть в Беларуси.

А вот про переориентацию экспортных грузов белорусских предприятий – ни одного слова.

И это, несмотря на прямое заявление Президента Беларуси Александра Лукашенко и его поручение. Как будет выглядеть Глава государства после этого? Сказал и не сделали. Но статус-кво сохранился. А ведь это же кому-то конкретно выгодно, чтобы все оставалось на своих местах. Слова говорятся, но грузы продолжают ходить по проработанным направлениям.

«Совпадение?.. Не думаем» …

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте больше новостей! Заправляйтесь событиями!

Добавьте свой комментарий:

Комментарии пользователей( 0 )

icon